Боевики отказались соблюдать "тишину" в районе работ по восстановлению разрушенной дамбы хранилища смертельного сырья
Три недели подряд пророссийские информационные ресурсы активно раскручивают ТОП-новость о том, что украинские военные сорвали работу по укреплению аварийной дамбы фенольного завода, который расположен неподалеку от Горловки.
Эту новость Донбасса передает "Час Пик" со ссылкой на Пресс-центр АТО.<
14 июня, со ссылкой на компетентный источник в «правительстве» ОРДО они писали о том, что наши военные коварно воспользовались специальным режимом «тишина» и под его прикрытием значительно укрепили линию обороны в том районе. Также сетуют на то, что: «рус. – Киев не выполняет взятых на себя обязательств и поэтому укрепление поврежденной обстрелами ВС Украины дамбы остановлено на неопределенный срок».
Отдельно акцентируют внимание читателя на том, что российская сторона Совместного центра по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон: «рус. приступила к расследованию фактов игнорирования Украиной договоренностей по восстановлению дамбы».
Правда же такова.
Заявка на проведение работ по усилению противоаварийной защиты шламонакопителя 3-й очереди и прилегающей территории предприятия «Дзержинский фенольный завод» поступила к украинской стороне Совместного центра по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон 24 мая, а непосредственные работы начались через шесть дней – 31 мая.
Собственно, необходимо было восстановить частично разрушенную в результате обстрелов со стороны ОРДО дамбу хранилища и водопровод для откачки осветленной воды. На это время там собралось 500 (!) тыс. м3 ядовитых отходов фенольного и нафталинового производства. Это необходимо было сделать еще... месяц назад, ведь угроза прорыва поврежденной дамбы не ликвидирована и до сих пор. Если она не выдержит, то смертельный поток из продуктов переработки фенольного, нафталинового сырья станет ядом не только для экосистемы региона, но и серьезной проблемой для тринадцати тысяч местных жителей, проживающих рядом.
Понимая важность этой проблемы, на один из брифингов в СЦКК был приглашен представитель завода чтобы он рассказал о том, что и как необходимо сделать. Накануне встречи заявителю было предложено подготовить детальный план выполнения ремонтно-восстановительных работ: этапы работы, сроки начала и окончания, необходимые средства и тому подобное. На запрос российской стороны СЦКК в этот перечень был включен еще и номера, цвет, количество и марки грузовых автомобилей, цвет и униформа рабочих, а также фотографии автомобилей, и, собственно, самих рабочих(!). Такую придирчивость в деталях они пояснили рабочей необходимостью: чтобы убедить «руководство» ОРДО и ради... объективного контроля со стороны членов незаконных вооруженных формирований.
Все прихоти были выполнены из тех соображений, что важность и ответственность этой задачи понимают все стороны, поскольку угроза экологической катастрофы на фоне боевых действий лишь обострит и без того непростую ситуацию на линии разграничения сторон.
Главнейшей задачей сторон СЦКК было получение, гарантирование и обеспечение, в установленные временные границы, режима прекращения огня. Для этого с обеих сторон линии разграничения сторон находились наблюдатели СЦКК и представители Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Здесь стоит подчеркнуть отдельно: именно с обеих сторон и в «зеркальном» режиме. Только 14 июня на территории, которую контролируют силы АТО работало шесть наблюдателей СММ ОБСЕ, о чем впоследствии было указано в ежедневном отчете миссии.
Чтобы перевезти необходимый объем материала (глины) для укрепления дамбы были задействованы все единицы имеющегося на предприятии автотранспорта: три самосвала "Зил", а для развертывания насыпи использовался бульдозер. Еще раз обращаем внимание на то, что вся техника была сфотографирована и фото переданы на другую сторону с тем чтобы они знали кто, что, когда и как будет делать.
Реально оценивая свои возможности, предприятие просило в заявке установить конечный срок выполнения работ 29 или 30 июня.
Согласно плана работы, по состоянию на 13 июня, было проведено: инженерная разведка по разминированию дороги, которая ведет к шламонакопителю и периметра дамбы (900 метров погонных); восстановлена труба, по которой отводится осветленная вода из шламонакопителя на участок производства; выполнена отсыпка дороги, ведущей к объекту строительным мусором (60 м3) и планирование еще 700-и погонных метров другого ее участка; проведена дефектовка и выполнены замеры поврежденных участков дамбы с западной и северо-западной сторон для последующей подсыпки глиной; осуществлен подрыв боеприпасов, которые были обнаружены на территории во время осмотра.
Кроме того, завезено около 300 м3 глины (при необходимости – 1000 м3), которой проведена отсыпка 172 м.п. внешней стороны дамбы; выполнен ряд других ремонтно-восстановительных работ. Ежедневная производительность составляла 60...70 м3 (это 20...23 машинорейса) из расчета перевозки одним транспортом 3 т глины.
На следующий день, 14 июня, было выполнено 22 рейса и, как говорится, ничто не предвещало беды, ведь все это время за персоналом наблюдали с обеих сторон, как минимум 7-8, ответственных за безопасность проведения этих работ.
Напомню, что по требованию российской стороны СЦКК проводился контроль с фотофиксацией всех этапов: загрузка, подвоз и выгрузка строительного материала, после чего результаты ежедневно передавались всем участникам строения – СММ ОБСЕ, сторонам СЦКК. Это важно.
15 июня россияне с СЦКК передали украинской стороне СЦКК письма от ОРДО, в котором говорилось о том, что последняя, в одностороннем порядке... отзывает предоставленные ранее гарантии безопасности и больше не будет обеспечивать соблюдение режима «тишина». Все это происходило именно в то время, когда все представители СЦКК, СММ ОБСЕ были на своих месяцах, а два загружены глиной самосвала только ждали разрешение начать движение.
Почему, какие причины – еще много других вопросов волновали не только украинскую сторону СЦКК, но и представителей Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Тем более, что решать задачи по обустройству позиций под пристальными взглядами не одного десятка пар глаз – не самый рациональный способ их решения.
Зачем останавливать работы, пытается выклянчить ОРДО?
Ответ очевиден – просто под надуманным предлогом члены НВФ обвинили в том, что мы, якобы, неспособны контролировать ситуацию, не держим слова и ведем антигуманную политику в отношении населения Донбасса. Кроме того, устами российского представителя в СЦКК иностранным партнерам по ОБСЕ прозрачно намекнули на то, что не верят в их способность организации обеспечить выполнение задач по восстановлению нормальных условий жизни, как на подконтрольной силам АТО территории, так и на территориях, временно захваченные незаконными вооруженными формированиями ОРДО/ОРЛО.
Вот такая она – правда. А возможно кому-то на той стороне стало плохо от осознания мысли, что активное восстановление инфраструктуры Донбасса вступило в последние месяцы системных очертания. Но ведь хочется, ой, как им еще хочется погулять беззапретно в «разбойниках» и превратить, некогда, самый мощный индустриально-промышленный регион в зону отчуждения.
Украинская сторона СЦКК направила обращение к руководству Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ с просьбой предоставить объективную оценку этому факту и оказать содействие в скорейшем урегулировании вопроса начала следующей очереди работ.