Крым – это "серая зона" на мировой карте - политолог
Один из восходящих политических трендов на оккупированном Россией украинском полуострове – борьба со спекуляцией. Народ всегда против высоких цен. Поэтому борьба с дороговизной – это беспроигрышная тема: даже при отсутствии реальных результатов общественный интерес гарантирован. Ведь вопрос действительно актуален: все же покупают продукты, лекарства, топливо.
По-настоящему народной эта борьба стала в советское время. Помню, как читал вырезки из местных газет тридцатых годов о том, как доблестные правоохранители забирали продукты у спекулянтов-рыночников, не давая им возможности наживаться на дефиците и тяжелом положении.<
Аморальное использование рыночных инструментов в свою пользу, искусственное завышение маржинальности собственного продукта – это не абсолютное зло? Оно самое.
В начале этого года антиспекуляционный процесс плавно стартовал с вялого воззвания Сергея Аксенова к владельцам туристических объектов. Подконтрольный России «председатель» Крыма призвал бизнес не повышать цены для отдыхающих, чтобы не превращать полуостров в самый дорогой туристический «регион России». Но сейчас дело дошло уже до продуктов питания и лекарств.
На днях, сравнивая цены в Краснодарском крае и Крыму, Сергей Аксенов (неожиданно) пришел к выводу, что отдельные группы лекарств и продуктов на полуострове стоят дороже на 30-40%. По мнению политика, во всем виноваты, конечно же, безнравственные спекулянты. «Логистическую наценку» Аксенов в расчет решил не брать, ибо она не может так сильно влиять на цену.
Весь этот гам, как и в начале года, закончился очень просто: «исполнительной власти» поручили разработать механизм контроля ценообразования», а с предпринимателями провели разъяснительную работу, призвав пойти навстречу чиновникам.
По сути, это прямое вмешательство в ситуацию на рынке. «Власть» использует все возможные рычаги давления, от дисциплинарных до административных, чтобы создать видимость борьбы со спекуляциями. И плевать на условности вроде свободной экономики и открытого рынка...
Но что делать самим предпринимателям?
Если бы Сергей Аксенов или кто-то из его окружения когда-то занимался хоть подобием настоящего бизнеса, а не только коррупционными схемами, то прекрасно бы знали, что главный навык предпринимателя – умение действовать в ситуации неопределенности, создавать добавочную стоимость, предлагая услуги или товары.
Если же все жизнь превращается в эту самую неопределенность, то естественной реакцией предпринимателя становится желание максимально защититься от возможных рисков и сохранить свою собственность в мире, где никто не может гарантировать условий для спокойной работы.
Поэтому объяснять рост цен на продукты или отдых исключительно жадностью местных бизнесменов – это дорога в никуда. Если бы все было так просто, подорожание было бы запредельным в России. Но рынок на то и рынок, что он всегда подстраивается под возможности населения и находится в некой точке равновесия.
Нет никаких сомнений в том, что истинной причиной роста цен является транспортная проблема. Однако дело не в наценке на товары (в пересчете на килограмм веса она, действительно, не такая большая, чтобы лекарства подорожали на 30-40%), а в закрытости рынка, на который в принципе довольно трудно зайти.
Паромная переправа как единственный грузовой транспортный узел оккупированного Крыма закладывает в продукцию стоимость самого грузового перевозки, рисков потерять скоропортящийся продукт за возможные сбои в работе парома, но главное – цену времени на доставку груза.
Скажем, если речь идет о лекарствах или какую-то группу бытовых товаров, то их дешевле заказать с материка. Но для того, чтобы получить заказ, необходимо ждать от 3 до 5 дней. То есть 30-40% наценки на определенные группы товаров – это плата за предоставленный сервис, приемлемая для участников местного рынка.
Получается, предприниматели вполне адекватно реагируют на ситуацию отсутствия стабильного и доступного транспортного сообщения с Россией, а вот крымская «власть» такой роскоши, как адекватность, себе позволить не может.
Ведь за каждой попыткой чиновников ограничить свободные экономические отношения стоит желание скрыть от населения реальное источник проблем.
Крым заблокирован, Крым – это «серая зона» на мировой карте. Но как только он перестанет быть оккупированной республикой, цены моментально стабилизируются, исчезнет продуктово-зарплатный дисбаланс.
Но для российской власти Крыма этот сценарий неприемлем. Лучше просто управлять экономикой на ручнике, принудительно выжимать предпринимательскую деятельность в тень, пытаясь хоть ненадолго нормализовать абсолютную ненормальность, создать иллюзию, что «чиновники» могут по мановению руки менять ценники на полках.
Война с ценами на рынке, где нет монополистов, – это всегда борьба против предпринимателей и местного населения. Но если Россия закрывает ¾ крымского бюджета прямыми вливаниями, то зачем бить по доходам тех, кто может инвестировать в развитие местного бизнеса? Может, есть смысл хоть как-то поддержать крымское деловое сообщество?
Но нет, они пойдут другим путем...
Лев Абалкин – крымский политолог