Парковка по-новому
Очень многие темы для своих статей журналисты берут из жизни. Следующий пример – очередное подтверждение данного факта. Банальная история: приезжаю на машине к центральному рынку, не успела закрыть дверь автомобиля, как уже спешит ко мне радостный парковщик в оранжевом жилете. Как законопослушный водитель, я спокойно уплатила три гривни за парковку и попросила чек. Парковщик ответил, что он запишет номер моей машины и этого будет достаточно, чтобы ко мне больше не подходили. Я не стала спорить и отправилась за покупками. Но решила на досуге исследовать для себя вопрос платных городских парковок. Если вам интересна данная тема – читайте далее.
С 1 марта 2010 года в Украине действуют новые Правила парковки, утвержденные Постановлением Кабинета Министров № 1342 от 03.12.2009 г. Постановление, по мнению многих экспертов и автолюбителей, не соответствует действующему законодательству и дает возможности для злоупотреблений. Соответствуют ли эти предположения действительности – судите сами. Например, согласно пункту 13 Правил парковки, отведенные площадки для парковки обозначаются дорожными знаками и сплошной синей (голубой) полосой на проезжей части и на бордюре, который отделяет проезжую часть от пешеходной. То есть при отсутствии знаков и/или полос собирать плату за парковку коммунальное предприятие не имеет права, пока не приведет площадку в соответствие с Правилами.
Как сообщили мне в отделе градостроительства и архитектуры исполкома, в Северодонецке на сегодня существует 54 парковки, из них платных – семь. Логично, что платные парковки расположены в самых «насыщенных» автомобилями местах: в районе Центрального рынка (пр.Химиков, ул.Егорова, ул.Менделеева), и в районе рынка «Успех» (пр. Гвардейский). Ни одна из парковок синей полосой не обозначена, а этого ТРЕБУЮТ новые правила, которые уже вступили в силу! Поскольку (согласно тем же Правилам) контроль за безопасностью дорожного движения осуществляет ГАИ, решила узнать об этом у самих инспекторов. По телефону мне сообщили, что в устной форме все операторы парковок уведомлены о новых требованиях, в ближайшее время всем будут доставлены предписания. После чего эти предприниматели, скорее всего, выполнят необходимую разметку организованно. Кроме синей разметки и специального дорожного знака на парковочной площадке обязательно должна быть информация об операторе: название предприятия, адрес, контактный телефон и стоимость услуг. В Северодонецке я таких обозначений не наблюдала, но обязательно спрошу об этом у парковщика в следующий раз!
Пункт 30 Правил предусматривает, что во время парковки на площадке (платной) пользователь уплачивает сбор за парковку, размер которого устанавливается органами местного самоуправления согласно закону, а также стоимость услуг по содержанию площадок для платной парковки. Декрет Кабинета Министров «О местных налогах и сборах» устанавливает только одну плату – местный сбор за парковку, а это 17 копеек в час на отведенных площадках для парковки (часть дороги). Эта скромная сумма поступает в городской бюджет – данную информацию мне подтвердили в отделе экономики исполкома. Там же мне сообщили, что у операторов (лиц, которые организовали парковку с разрешения местных властей) существует специальная методика расчета стоимости парковки. Кроме обязательных 17 копеек туда может закладываться зарплата парковщика, оборудование освещенности (по необходимости), затраты на благоустройство, уборку и содержание площадки. Поэтому стоимость услуг каждого оператора может отличаться, но все согласовывают расчеты с исполкомом. Северодонецкие держатели платных парковок должны были предоставить подобные расчеты до 1 мая, пока же согласование прошел только один. На последнем заседании городского совета депутаты утвердили ДП «Центральный рынок» тариф на услуги по содержанию площадок для платной парковки транспортных средств на одно место за один час в размере 2,83 грн.
Пункт 31 Правил парковки более актуален для жителей крупных городов. Он предусматривает, что в случае полной или частичной неуплаты сбора за парковку и стоимости услуг по содержанию площадок для платной парковки оператор имеет право препятствовать выезду транспортного средства с площадки путем применения специальных устройств-шлагбаумов или технических средств для препятствования выезду. При этом Правила дают возможность не платить за услуги разблокировки (п. 32): «Если пользователь отказался уплатить сбор за парковку и стоимость услуг по содержанию площадок для платной парковки, а также стоимость применения технических средств для препятствования выезду, представитель оператора составляет соответствующий акт…» Но очень часто работники служб блокирования колес игнорируют эту норму и отказываются предоставлять водителям акты об отказе. В таком случае следует обязательно вызвать милицию.
Также необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 25 Правил оператор не несет ответственности за сохранение транспортных средств, размещенных на площадках для парковки. А что если не платить за парковку принципиально? Согласно действующему законодательству, платные услуги могут предоставляться лишь после согласования с заказчиком. Водители никаких услуг парковщикам не заказывают. Поэтому некоторые отказываются от оплаты парковки на основании закона «О защите прав потребителей», который запрещает навязывание любых платных услуг. Насколько действенны такие крайние меры, автор данного материала не выяснял, потому что хочет жить в цивилизованном обществе, в котором уважают власть и соблюдают законы. За прошлый год в городской бюджет Северодонецка от платных парковок поступило больше 14 тыс. грн. Хочется верить, что эти средства были потрачены на благоустройство города, а значит – для нас с вами.
Наталия БЕЛЕНЬКАЯ, соб. корр.