02.01.2012, 17:53

Украинская ГТС будет всегда нужна России, хотя бы как резервная - эксперт

Владимир Гонтарь | Все новости автора

Для поставки российского газа в Европу, даже в случае полного запуска "Северного потока" и строительства "Южного", украинская газотранспортная система будет оставаться в некотором роде незаменимой. Ведь этот путь транспортировки газа экономически выгоден, а кроме того, Украина имеет большие газовые хранилища, для резервирования больших объемов газа. Кроме того украинская ГТС дешевле в эксплуатации. Об этом в комментарии УНН сообщил эксперт энергетических программ Сергей Дяченко.
По мнению эксперта, украинский газопровод дешевле и надежнее в эксплуатации, чем "Северный поток", который уже частично заработал, а также "Южный поток", который еще остается только проектом. И она всегда будет интересна России, хотя бы как резервная магистраль для транспортировки газа в Европу.<

Кроме того, С.Дьяченко отметил, что "Южный поток" - проект, который будет сложно воплотить в жизнь.
"Договоренность с Турцией - это важно, но это всего не решает. Для того, чтобы этот проект нормально продвигался для него нужна поддержка Европейской комиссии. Ведь этот проект не соответствует третьему энергетическому пакету из-за того, что такие компании как "Газпром" не имеют права заниматься транспортными проектами (согласно решению Еврокомиссии, компании, добывающие нефть и газ, не имеют права заниматься их транспортировкой - Ред.). Еврокомиссия может сделать исключение, как в случае с "Северным потоком", если считать этот проект стратегически выгодным для Европы. И поддержку Еврокомиссии необходимо иметь по многим вопросам, такой поддержки пока нет", - подчеркнул эксперт.
С.Дьяченко подчеркнул, что несмотря на то что в России выделяются немалые средства на продвижение этого проекта, его выгода с экономической точки зрения несколько сомнительна.
"Я большой скектик этого проекта. Он даже по сравнению с "Северным потоком" слишком дорогой, там очень много сложных нерешенных, в том числе и технических, вопросов, а самое главное - он является конкурентом Nabucco (Nabucco - проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3300 км с Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, прежде всего, Австрию и Германию - Ред.)", - отметил эксперт.
С.Дьяченко подчеркнул, что проект "Южный поток" будет намного дороже "Северного потока" и в эксплуатации. Кроме того, эксперт отметил, что у "Южного потока" практически отсутствует экономическое обоснование его выгоды.
"Российские эксперты рассматривают один интересный вариант выгоды России от строительства "Южного потока". В случае его строительства Россия будет иметь больше подконтрольных ей путей поставок газа в Европу и сможет ограничивать его поставки более точечно, для отдельных групп стран", - отметил эксперт.
Как сообщал УНН, председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер поручил профильным подразделениям скорректировать график работ по проекту строительства газопровода "Южный поток" для ускорения его реализации.
Ранее власти Турции объявили, что позволят проложить газопровод через свою территорию. Вместе с тем Балканские страны, через территории которых также должен пройти газопровод, еще не дали официального согласия.
Напомним, "Южный поток"- российско-итальянский проект системы газопроводов, должен пройти по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну (или в Румынию) и далее через Балканский полуостров в Италию и Австрию.
Первый рамочный меморандум о проектировании и строительстве "Южного потока" был подписан 23 июня 2007 года российским энергетическим концерном "Газпром" и итальянским нефтегазовым концерном Eni. К проекту "Южный поток" могут присоединиться другие участники, но их участие будет касаться лишь наземной сети газопроводов. Та же часть, которая пройдет по дну Черного моря, будет принадлежать "Газпрому" и ENI в равных долях - 50% на 50%.
Источник: УНН