22.10.2013, 13:35

Какие изменения возможны в таможенном законодательстве после подписания Соглашения об ассоциации

Перспективы в таможенном регулировании в случае подписания и вступления в силу Соглашению об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, передают Новости автоперевозок.

Предлагаем вашему вниманию краткий комментарий относительно основных изменений таможенного законодательства Украины, которые должны быть реализованы после подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом (далее - Соглашение)<

Изменения в части обложения товаров таможенной пошлиной

Соглашение предусматривает поступательное создание между Украиной и странами Евросоюза зоны свободной торговли на протяжении переходного периода. Переходной период не должен превышать 10 лет, начиная от даты вступления Соглашения в силу. При этом уменьшение или исключение участницами Соглашения ввозной таможенной пошлины будет производиться согласно с Графиками, отраженными в соответствующих приложениях к Соглашению. Детальные правила определения страны происхождения товаров, а также документы, которые будут подтверждать такое происхождение, отражены в Протоколе 1 к Соглашению. Подобный подход в Соглашении применяется и в отношении вывозных (экспортных) таможенных пошлин. Такие таможенные пошлины должны поступательно аннулироваться на протяжении переходного периода в соответствии с Графиками, указанными в приложениях к Соглашению.

Изменения в области таможенного регулирования

Прежде всего, это перспектива сотрудничества в области таможенного регулирования между Украиной и странами Евросоюза и проведение контроля в рамках единых правил и норм. В настоящий момент, несмотря на сходство таможенного законодательства между нашими странами, существуют существенные отличия в практической реализации правил проведения таможенного контроля. От украинского бизнеса сегодня звучит много нареканий на практику применения украинской таможней норм действующего Таможенного кодекса. В частности, речь идет о таможенной оценке ввозимых товаров, их классификации, применении отдельных критериев риска в процессе таможенного оформления, неоднозначном толкования норм законодательства и пр. И это несмотря на то, что украинские таможенные правила соответствует положениям базовых стандартов, которыми являются Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), а применяемые методы определения таможенной стоимости статье VII Генерального соглашения о тарифах и торговле. То есть ключевой проблемой, по мнению бизнеса, является, прежде всего, негативная практика применения законодательства украинской таможней, при практически полном соответствии этого законодательства международным правилам и нормам.

После подписания Соглашения есть вероятность того, что в Украине заработает институт уполномоченных экономических операторов. Несмотря на то, что украинский Таможенный кодекс предусматривает возможность функционирование операторов с 2012 года, ни Министерством финансов, ни Министерством доходов и сборов так и не были разработаны нормативные акты, которые бы установили необходимые критерии для функционирования таких операторов. Планируемое к подписанию Соглашение предполагает взаимное признание уполномоченных экономических операторов Украины и стран Евросоюза. Как результат, для украинских операторов, в случае их появления, следует ожидать применение упрощенных таможенных процедур в странах Евросоюза. Правда, для этого необходимо, чтобы Подкомитет по вопросам таможенного сотрудничества разработал соответствующий механизм такого признания.

Вопросы таможенной оценки товаров

В Соглашении отражается тот факт, что в торговле между странами таможенная оценка регулируется соглашением по применению Статьи VII ГАТТ и его положения включены в соответствующую часть этого соглашения. При этом исключается применение минимальных таможенных стоимостей.

Также в Соглашении делается акцент на том, что стороны Соглашения будут сотрудничать для достижения единых подходов в области таможенной оценки товаров.

Использование единого административного документа для таможенного декларирования

Таможенная декларация, которая сегодня применяется в Украине, полностью соответствует форме европейской декларации. Вместе с этим, имеют место существенные различия в правилах заполнения такой декларации. Поэтому унификация правил заполнения декларации должна стать существенным шагом для сближения таможенного законодательства Украины и Евросоюза и будет благоприятствовать для дальнейшего взаимного признания этого документа при осуществлении торговых операций. В свою очередь, это может способствовать ускорению таможенных процедур для украинских товаров в странах Евросоюза.

Нарушения таможенных правил

Сегодня в Украине, наряду с неконкретностью некоторых формулировок отдельных статей Таможенного кодекса относительно нарушений таможенных правил, установлена достаточно жесткая система штрафов и наказаний.

В свою очередь, Соглашением предполагается, что такие штрафы должны быть пропорциональными и справедливыми, и не должны приводить к нежелательным и необоснованным задержкам.

Обмен информацией между таможнями Евросоюза и Украины

К положительным последствиям, как для государства, так и для честного бизнеса, могут привести положения относительно возможности сотрудничества и обмена информацией между таможнями Евросоюза и Украины при расследовании нарушений и мошенничества. В свою очередь, если такое взаимодействие будет налажено, такая норма будет способствовать существенному уменьшению теневой экономике в товарообороте между странами.

Кроме упомянутых, в Соглашении рассматриваются и другие вопросы таможенного сотрудничества сторон: защита прав интеллектуальной собственности, упрощение таможенных процедур и методов на границе (совместный контроль), унификация и интеграция национальных таможенных систем транзита и прочее. Их реализация призвана положительно повлиять на развитие украинского бизнеса.

Автор: Виталий Науменко, Менеджер, руководитель Группы таможенных процедур и международной торговли, Отдел налогового и юридического консультирования

Теги новостей: