Нарушение активности и внимания у детей

Ольга Кихтенко | Все новости автора

В последнее время все больше внимания родителей и педагогов привлекают дети, страдающие расстройством в виде дефицита внимания и активности. Для таких детей характерны повышенная отвлекаемость, невозможность удерживать внимание, забывчивость, несобранность при выполнении школьных заданий, импульсивность, выраженность которых мешает детям усваивать школьную программу и создает проблему в повседневной жизни.

Подробное описание этих нарушений можно найти в интернете, в многочисленных публикациях, в периодике, научно-популярной литературе. К сожалению, многие авторы описывают эти нарушения как проходящие, и что достаточно воспитательных мероприятий и занятий с психологом, чтобы избавиться от этих нарушений. В связи с этим хочу более подробно остановиться на проблемах, которые часто ускользают от внимания родителей.
 Действительно, у 70-80% детей с возрастом эти нарушения уменьшаются или проходят, но примерно у 20% детей отмечаются тяжелые формы нарушений внимания и активности, которые с возрастом сохраняются или даже усиливаются. Надо иметь в виду, что гиперактивность и невнимательность - это проявление таких расстройств как депрессия, посттравматическое расстройство, др. тревожные расстройства. Невнимательными могут выглядеть и дети с психотическими расстройствами, погруженные в болезненные переживания. К невнимательности и гиперактивности могут приводить болевые синдромы, хронические соматические и инфекционные заболевания, которые может только выявить врач. Невнимательность и гиперактивность может наблюдаться у детей с задержкой психического развития, расстройствами, относящимися к аутизму. Дети, отстающие в речевом развитии, часто недопонимают обращенную речь, не обладают внутренней речью, могут напоминать детей с нарушениями активности и внимания. У части детей рассеянность и гиперактивность можно объяснить сочетанием этих нарушений. Не выявленные и не пролеченные дети с нарушением активности и внимания в старшем возрасте испытывают проблемы при дальнейшем обучении, а позже - в карьерном росте, в семейной жизни. Подростки с такими нарушениями часто злоупотребляют алкоголем, совершают правонарушения. Некоторые из родителей таких детей с устаревшими взглядами опасаются обращаться к психиатру, принося в жертву будущее своих детей.
Еще раз хочу подчеркнуть, что лечение детей с нарушением активности внимания является сложной терапевтической задачей и требует своевременного обращения к врачу, проведения комплекса педагогических, психологических и медикаментозных мероприятий.
 Раннее выявление и обращение к врачу детей с нарушением активности и внимания является залогом эффективного лечения.<


  Прокопенко Г.П., детский психиатр, врач высшей категории