27.07.2011, 09:45

Правила выбора топлива для авто

Подбирайте бензин по году машины, а дизель — по количеству серы.

5 ПОПУЛЯРНЫХ МИФОВ О ТОПЛИВЕ 
1. 95-й — тот же 92-й, но только с присадками. Для двигателя 92-й полезнее.
Полезнее тот бензин, использовать который рекомендует автопроизводитель. Заправка бензином с более низким октановым числом снижает срок службы мотора. И чем ниже октановое число, тем сильнее мотор страдает от детонации

2. При использовании 98-го вместо 95-го двигатель работает лучше и экономичнее. 
Если автомобиль не рассчитан на езду на 98-м бензине, никакого эффекта не будет. Но если производитель в рекомендациях пишет «октановое число не ниже 95-го», использовать 98-й предпочтительнее

3. Чем дороже топливо, тем меньше его потребляет автомобиль. 
Применение более дорогого бензина с повышенной антидетонационной стойкостью действительно улучшает топливную экономичность, но незначительно — до 5%. Гораздо лучших результатов (до 30%) можно добиться за счет изменения стиля вождения.

4. Для дизелей качество топлива не критично. 
Как раз наоборот — современный дизельный двигатель страдает от превышения серы намного больше, чем бензиновый.

5. После заправки некачественным бензином автомобиль сразу станет. 
Даже если в бак залить растворитель (или любую другую горючую жидкость), авто все равно поедет. А ощутимые последствия проявятся лишь через несколько тысяч километров.

ТОПЛИВНЫЕ СТАНДАРТЫ 
Начнем с самого определения — что же такое «качественное топливо». Эксперты из лаборатории Национального транспортного университета объяснили, что в Украине сегодня действует одновременно несколько стандартов. 

БЕНЗИН. Во-первых, ДСТУ 4063-2001, который является аналогом европейского стандарта Евро-2, — продается такое топливо на украинских АЗС как «обычный бензин», «украинский» или UA. Однако при покупке обратите внимание на то, что в паспорте качества (висит либо под стеклом у кассы, либо на доске потребителя) указано именно ДСТУ, а не какое-то другое обозначение — дыры в законодательстве позволяют продавать топливо, выпущенное по техническим условиям, не соответствующим государственным стандартам. При этом продавец даже не претендует на то, что эта жидкость предназначена именно для автомобилей.

В 2007-м году появился новый стандарт — ДСТУ 4839 (между Евро-4 и Евро-5). Однако часть украинских НПЗ оказалась к нему не готова — на уровне правительства было принято решение, что оба стандарта будут действовать параллельно. С тех пор на АЗС и начали продавать два вида 95-го бензина — «95UA» и «95+» (либо под другими фирменными названиями, например, «Евро» или «Супер-пупер»). В уже упомянутом паспорте качества топлива, который должен быть на каждой АЗС, должно быть указано, по какому стандарту произведен конкретный 95-й бензин.

ДИЗЕЛЬ. На сегодняшний день актуален ГОСТ 4840:2007 (европейский аналог EN 590:2004 или Евро-4). Но с ним параллельно еще действует стандарт 99-го года ДСТУ-3868 (Евро-3). Дизель, выпущенный по стандарту 2007-го года, и продают на АЗС также под видом какого-то особенного, фирменного, топлива, которое якобы должно придавать мотору сверхспособности.

Фактически, топливные компании вместо того, чтобы воспользоваться переходным периодом для модернизации заводов, просто научились зарабатывать на неразберихе. C 1 января 2011-го правительство собиралось перейти на новые стандарты полностью, но сроки вновь перенесли.

ЧЕМ ЕВРОТОПЛИВО ЛУЧШЕ ОБЫЧНОГО
Качество. Бензин нового стандарта соответствует евронормам.

Главное отличие европейских и украинских стандартов между собой — более жесткие требования к степени очистки топлива от частиц, загрязняющих окружающую среду.

БЕНЗОЛ. Чем больше бензола в топливе, тем токсичнее как сам бензин, так и продукты его сгорания (чистый воздух нужен всем). Во-вторых, бензол, как и все ароматические углеводороды, увеличивает нагарообразование в двигателе. По старым стандартам для бензина марки А-95 бензола должно содержаться не более 5% по массе. В новом стандарте — в пять раз меньше (до 1%).

СЕРА. Чем меньше серы в топливе, тем лучше. Дело в том, что она при сгорании окисляется — оксиды серы в комплекте с водяными парами образуют серную и сернистую кислоты, а это не лучшая среда для металлических деталей двигателя. Старые железные двигатели серы не боятся, а вот новые, с алюминиевым блоком цилиндров, страдают. Кроме того, на новых моторах гибнут системы выпуска отработанных газов и катализаторы (у старых авто таких деталей просто нет).

Согласно старому ДСТУ 4063-2001 для бензина марки А-95 украинского производства, серы должно содержаться не более 0,015 %, или 150 мг/кг. В стандарте 2007 года серы должно быть не более 0,005%, или 50 мг/кг, что соответствует нормативам Евро-4. Еще более высокий уровень — Евро-5 — подразумевает содержание серы в девяносто пятом бензине на уровне 0,001%, или 10 мг/кг.

АРОМАТИКА. Ароматические углеводороды повышают октановое число, но растет нагарообразование, и они могут оказывать агрессивное воздействие на резиновые и пластмассовые детали (фильтры, трубки, уплотнения и т.д.), поскольку, по сути, эти вещества являются растворителями. Согласно старому ДСТУ 4063-2001 для бензина марки А-95 украинского производства, суммарное содержание ароматических углеводородов не должно превышать 53% по массе. В новом стандарте этот показатель не должен превышать 35% по объему.

ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО. Бензины с низким октановым числом в современных двигателях, имеющих высокую степень сжатия, горят в смеси с воздухом с нежелательно высокой скоростью (более 1500 м/с). Если октановое число топлива ниже, чем это предусмотрено заводом — производителем автомобиля, бензин воспламеняется и сгорает несвоевременно: появляется детонация (характерный металлический звон, который создается детонационной волной, многократно отражающейся от стенок цилиндра). Результат: снижается мощность двигателя и ускоряется его износ, растет дымность (топливо хуже сгорает). В результате горят клапана, летят кольца, разрушаются поршни. Но и в украинском, и в евростандарте 95-й бензин с точки зрения октанового числа одинаков.

КАПРИЗЫ ДИЗЕЛЕЙ                                                                                                                            Для дизеля сера критична.

Владельцам дизельных автомобилей к подбору топлива нужно подходить очень ответственно, особенно если автомобиль новый. Так, если бензиновый двигатель уровня Евро-4 выдерживает без поломок даже сотню заправок топливом устаревшего стандарта 2001 года, то дизельный двигатель может отказаться работать даже после одной заправки у знакомого тракториста или дальнобойщика.

Дело в том, что старые легковушки, грузовики и сельхозтехника спокойно переносят сернистое топливо, а вот если им заправить современный автомобиль, поломка гарантирована, особенно если автомобиль не оборудован фильтром-влагоотделителем (или его давно не меняли), а при заправке в бак попало немного воды. Сочетание высокой температуры при сгорании, серы и воды приводят к появлению серной кислоты, а она действует на все детали двигателя и топливной системы крайне агрессивно.

Кроме того, сера при попадании картерных газов в масло сокращает срок его службы, а также срок службы катализатора и сажевого фильтра. Поэтому, если вам по каким-то причинам приходится (или пришлось) заправляться сомнительным топливом, рекомендованный производителем срок службы замены масла необходимо сократить вдвое. Отметим, что ремонт последствий некачественного топлива обойдется в серьезную сумму — $500—$1000 (например, замена комплекта насос-форсунок системы Common Rail), а отличить на глаз сернистое топливо от бессернистого невозможно. Фактически другого выхода у водителя современного дизельного автомобиля, кроме как покупать более дорогое фирменное бессернистое топливо, нет. Поэтому, прежде чем заправиться на незнакомой АЗС дизтопливом, лучше попросить показать его паспорт.<

По материалам "Сегодня"

теги: