07.12.2021, 09:27

Роман Семиохин: Значимость менталитета предпринимателей-новаторов

Ольга Станишевская | Все новости автора

Все внимание предпринимателей, как правило, приковано исключительно к собственным проектам. Эта черта особенно свойственна таким руководителям, в чьих планах — совершить прорыв в своей области и выделиться на фоне «старожилов» рынка.

Порой они указывают на то, что крупные игроки стопорят развитие отрасли, намеренно подавляя инновации либо просто избегая их во имя сохранения статуса-кво. Компании, предлагающие прорывные инновации, неизменно акцентируют внимание на том, что такой подход дорого обходится, ведь на деле за статусом-кво может скрываться неэффективность либо инертность, игнорирование которых способно привести к стагнации.

Очевидно, что подобные вещи во многом неизбежны и являются неотъемлемой частью капитализма; целые отрасли переживают взлеты и падения, и то же самое касается компаний. Это явление называют созидательным разрушением, в рамках которого компании, неспособные адаптироваться на высокодинамичном свободном рынке, неизбежно терпят крах, а на их место приходят более прогрессивные предприятия. Следовательно, можно говорить о существовании саморегулирующегося процесса, в рамках которого за неудачами чаще всего следует успех, а старые и исчерпавшие себя отрасли сменяются новыми более динамичными направлениями.

Предприниматели-новаторы хорошо это понимают. Они внимательно следят за ситуацией на рынке, выявляя области, созревшие для инноваций, процессы, утратившие свою эффективность, и системы, которые пора отправить на покой либо переосмыслить. Такие предприниматели стремятся добиться оптимальной работоспособности проектов, и, поскольку новаторы, как правило, привносят свежий взгляд на рынок, к распространенным методам обучения и негласным правилам они относятся скептически, особенно если речь идет о предоставлении привилегий тем людям, которые этого явно не заслуживают по своим профессиональным качествам.

Обычные предприниматели, как правило, уделяют приоритетное внимание эффективности и результатам работы, а общепринятые практики и нормы подвергают критическому анализу. Если детальное исследование выявит неэффективность ранее применяемых методов по развитию отрасли, то эти методы заменят на другие либо доработают. В случае с компаниями-приверженцами «прорывных инноваций», большая часть старых порядков по умолчанию считается неработоспособной или устаревшей, и при любых обстоятельствах будет отвергнута. Ей на смену придут новые правила и зачастую новые лица, а также лидеры, которые смогут проложить новый путь на рынок.

Однако когда дело доходит до продвижения своих «прорывных инноваций», у многих предпринимателей начинает развиваться так называемое туннельное зрение. В некоторой степени это вполне ожидаемо, ведь запуск новаторского проекта — крайне напряженный и трудоемкий процесс, требующий значительных временных затрат. Тем не менее, предприниматели, не способные смотреть на вещи, выходя за рамки своей сферы, рискуют оказать себе (и своему делу) медвежью услугу.

Ни одна отрасль не существует в вакууме. Она всегда является частью более крупной экосистемы и того сообщества, которое ее поддерживает. Предпринимателям, которые намереваются совершить прорыв на рынке, сначала следует тщательно изучить основные движущие силы, формирующие конкретную отрасль. С должным вниманием нужно отнестись и к статусу-кво. Почему дела обстоят именно так? Пытались ли уже изменить эту ситуацию? Почему не получилось это сделать?

Такой подход позволит предпринимателям не только рассмотреть рынок в более широком историческом и социальном контекстах, но и вынести из этого ценные уроки. Так, может оказаться, что стремление разрушить все то, что было построено раньше, возможно, ошибочно и лучше придерживаться более деликатного и продуманного подхода. Разумеется, прорыв продолжает оставаться главной целью, но в то же время инновации, внедряемые наощупь, обречены на провал.

На протяжении всей своей карьеры Роман Семиохин придерживается именно такого мировоззрения. Будучи успешным серийным предпринимателем, новатором и меценатом, он всегда стремился внести вклад в развитие рынка и проектов самых разных отраслей, от информационных технологий и сельского хозяйства до медицины. Кроме того, предприниматель сделал крупные пожертвования на борьбу с пандемией и помог разным странам, например России и Кипру, в восстановлении после лесных пожаров.

Рубрика - Правозащитник: