Бином лицея
Нет, я совсем не оригинальничаю с названием и не претендую на покровительство Ньютона. Просто этим термином легко выразить суть: задача любого лицея (бывшего ПТУ) изначально бинарна и заключается в следующем: максимально тесно и продуктивно соединить вместе учебу и производство. Но здесь, как и в любом тандеме, важна мера и гармония. Чрезвычайно «тесно» соединить эти два начала попытались в свое время в России: до такой степени, что пошли по пути сокращения одной стороны – учебы и полного преобладания другой - производства, то есть, практически сокращая политехнические училища, перенося бремя учебы на обыкновенное заводское наставничество. Северный сосед поэкспериментировал… и вернулся к прежней формуле двучлена (выражаясь математическим языком) – учеба плюс производство, то есть к биному, еще точнее – к ПТУ (лицею). В Украине и не отходили от этого принципа, от этой формулы, а в последнее время еще больше сделали акцент на лицейском образовании.<
Кризис дал толчок развитию среднего профобразования.
Во-первых, училища и лицеи получили большой заказ от службы занятости - только за три последних месяца они переобучили 300 000 безработных, и их очередь не уменьшается. Во-вторых, завершился период невостребованности рабочих профессий. Украине очень нужны квалифицированные "синие воротнички".
Сейчас необходимо думать о том, чтобы сделать систему профобразования привлекательной для молодежи и обновить образовательные и профессиональные стандарты.
И, главное, работодателю сегодня нужны не просто токари, слесари и фрезеровщики, а специалисты, которые знают именно то оборудование, которое стоит на его заводе.
Плюсы лицея
Факт первый: чтобы поступить в ПТУ, не нужно сдавать ЦТ
Конкурсный отбор в профессионально-технические учреждения проводится в основном по среднему баллу аттестата. Но есть и исключения.
«Если до недавнего времени никто не хотел поступать в профессиональные колледжи и лицеи, то сейчас ситуация меняется. Дети хотят почувствовать себя взрослыми, самостоятельными, стремятся быстрее получить профессию, которая даст возможность как можно раньше начать зарабатывать.
Факт второй: зарплату учащиеся начинают получать еще во время учебы
С первого дня производственного обучения в лицее и последующей производственной практике учащиеся, в соответствии с договорами, заключенными с предприятиями, получают заработную плату.
Кстати, учащиеся, поступившие в ПТУ на основе общего среднего образования, получают стипендию.
Фактор третий: выпускники ПТУ могут продолжить обучение в вузе.
В профессионально-технические училища и профлицеи поступают в основном ребята после окончания 9-го класса. За два года и десять месяцев они получают и общее среднее образование, и рабочую специальность. После чего у них есть выбор: пойти осваивать профессию на практике либо учиться дальше. Получить профессионально-техническое образование можно также после окончания 11 классов. В нашей стране активно развивается система непрерывного образования: лицей – ССУз – вуз. Проще говоря, наряду с рабочей профессией учащиеся могут получить среднее специальное образование, а затем и высшее – по сокращенному сроку обучения.
Примеров, когда выпускники ПТУ продолжают свое обучение в престижных вузах, немало. Я – один из них. Окончил в свое время ПТУ – 13 (ныне городской лицей - РПХТЛ). Потом поступил в Томский политехнический институт, а затем в Томский педагогический институт.
Фактор четвертый: в ПТУ дают хорошую практику.
Зачастую именно практические навыки работодатель ценит выше вузовского диплома. По мнению специалистов, выпускники лицея только выигрывают, поступая сначала в профессиональный лицей, а уже потом в вуз. Ребята осознают возможность карьерного роста в условиях своего предприятия после получения высшего образования, поэтому большинство из них избирают заочную форму получения высшего образования, то есть они имеют возможность и учиться, и работать одновременно. Пройдя путь из ПТУ в вуз, молодой человек может быть уверен, что станет высококлассным специалистом, знающим свое дело и в теории, и, что не менее важно, – на практике.
Ровно год назад, беседуя с Игорем Сергеевичем Гаврилюком, директором Рубежанского профессионального химико-технологического лицея, мы коснулись темы о достижениях 2009 года и о планах на год 2010, в частности, по организации обучения новым профессиям: парикмахера-модельера, цветовода-озеленителя, электромонтера охранно-пожарной сигнализации. Сейчас с уверенностью можно сказать, что все проекты внедрены в жизнь, этим специальностям обучаются более 120 парней и девушек.
Новый год – новые задачи. Какова же основная из них? С этими и другими вопросами я обратился к Игорю Сергеевичу.
- С удовольствием расскажу читателям газеты «Час Пик» о наших ближайших перспективах. Недавно в областных средствах массовой информации начальник Управления образования и науки Луганской областной государственной администрации Ирина Цымбал поделилась планами на год грядущий: «…В ближайшее время будет расширяться круг ПТУ, которые смогут стать базовыми для подготовки и проведения производственной практики учащихся ПТУ…» Идеи возникли, так сказать, не на ровном месте. Согласно «Областной программе подготовки квалифицированных работников» на базе лучших профессионально-технических учебных заведений будут созданы специализированные центры профтехобразования и региональные учебно-практические центры соответствующего отраслевого направления для внедрения новых производственных технологий.
Всего по Луганской области было определено создание 10 таких центров по отраслям. Луганские ПТУ «отвечают» за автосервис и дорожное строительство, Стахановские – за машиностроение, Алчевские – за металлургию и т.д. В Рубежанском профессиональном химико-технологическом лицее будет создан учебно-производственный центр по химической промышленности. Это наша важнейшая задача на сегодня. Но обеспечение качественной производственной практикой учащихся, осуществление переподготовки и повышения квалификации незанятого населения - это одновременно очень ответственная миссия.
- Как Вы считаете, почему выбор пал и на Ваш лицей?
- Химические производства еще в начале прошлого века стали своеобразными покровителями нашего города и региона в целом. Такие предприятия как Рубежанские «Краситель», «Заря», Северодонецкий «Азот», Лисичанский НПЗ являлись движущей силой развития региона и основой благополучия его жителей. Несмотря на экономическую нестабильность, большинство этих предприятий работает, продолжается и подготовка молодых кадров для них. Уже много лет бывшее ПТУ№13, а ныне РПХТЛ, готовит для промышленных предприятий химической отрасли молодых квалифицированных работников. Лаборанты, аппаратчики, слесари КИПиА, слесари по ремонту химического оборудования, токари, газоэлектросварщики каждый год выпускаются из стен лицея и пополняют ряды трудящихся химической отрасли. Руководители базового предприятия постоянно оказывают помощь в улучшении материально-технической базы лицея, ведущие специалисты завода участвуют в учебно-воспитательном процессе. Думаю, что все это и послужило предпосылкой для решения о создании на базе нашего лицея учебно-практического центра.
- Какова перспектива материальной базы будущего учебного центра? Вы 13 лет являетесь капитаном корабля с гордым именем «РПХТЛ». А как поет Макаревич : «…буря – пустяк… труднее выдержать полный штиль»… Мы добавим – финансовый.
- Дело в том, что для реализации этого проекта государство предусматривает усовершенствование материально-технической базы лицея новым оборудованием, инструментами и другой техникой, внедрение в учебно-производственный процесс современных технологий. Будет также проведено обновление содержания профессионально-технического образования.
Но проблемы еще остаются. Для проведения совместных региональных семинаров необходимо предусмотреть условия проживания слушателей. На государственном уровне должен решаться вопрос о создании электронных учебников по химической технологии. Нужны мобильные проекционные установки, которые могут показывать видеоматериалы в любой аудитории.
- Какова «отправная точка» продвижения химических технологий в лицее?
- В нашем лицее наработан многолетний опыт преподавания химии и изучения химических технологий. Имеется уникальный в своем роде кабинет химии, который стоит не одну сотню тысяч гривен. При помощи базового предприятия в мастерской лицея была создана миниустановка по производству слабой азотной кислоты. В условиях реальных производств ребята изучают сложные химические процессы. Хочется надеяться, что все знания, умения и навыки, полученные нашими выпускниками, будут успешно применяться в их профессиональной деятельности и в дальнейшем совершенствоваться.
В целом хочется отметить, что создание благоприятных условий для внедрения инноваций в систему профтехобразования с целью повышения качества подготовки рабочих высокой квалификации для экономики Луганской области и нашего региона возможно только совместными усилиями государства, работодателей и учебных заведений.
- Игорь Сергеевич, благодарю Вас за интересную беседу и желаю большому кораблю большого плавания!
- Спасибо! Добро пожаловать в РПХТЛ!
Со стороны стадиона раздавалась веселая музыка. И сразу вспомнилось, что в первые дни нового года на стадионе имени А.П. Виноградова Рубежанского профессионального химико-технологического лицея начал работу каток, на котором не только жители микрорайона Южный, но и города, а также близлежащих городов укрепляют здоровье и повышают настроение. Ежедневно с утра до вечера за символическую плату здесь организован прокат коньков и лыж, продается горячий чай. Истина о том, что «в РПХТЛ много славных дел» в очередной раз получает свое подтверждение.
Владимир ПЕТРУШЕНКО