23.01.2012, 10:01

23 января - день рождения Валентина Сапронова

Сегодня, 23 января, исполняется 80 лет легендарному нападающему «Шахтера» 1960-х годов Валентину Сапронову. В составе «горняков» он дважды, в 1961 и 1962 годах, завоевывал Кубок СССР.

- Валентин Гаврилович, примите поздравления с юбилеем, пожелания крепкого здоровья, благополучия, семейного счастья!
- Спасибо за добрые слова. Вдвойне приятно, что поздравляет с торжеством родной клуб.<

- Давайте окунемся в историю. С чего для вас начался футбол?
- Если уж говорить об этом, то начать надо с такого. Маму я вообще не помню, отца - смутно. Запомнилось, что он крепко выпивал и меня, четырехлетнего, заставлял просить милостыню, чтобы у него было на выпивку. Однажды возле кинотеатра подхожу к лавочке, на которой сидела пара – мужчина и женщина. Они дали мне 10 копеек. А потом говорят: «Идем с нами в кино». Я начал отказываться: нужно ж денежку отцу отнести. Они настойчиво так: «Пошли, пошли. У нас и билет на тебя есть». Фильм закончился, мы вышли через служебный ход. Как потом оказалось, отец кинулся меня искать возле кинотеатра. Они, наверно, об этом догадались. Привезли к себе домой. Искупали, накормили. Я у них и остался. Потом, правда, отец приехал, хотел забрать. Но за меня заступились не только приемные родители, но все соседи. Прогнали его. Он так больше и не появлялся. Так меня на воспитание взяли вроде бы чужие люди, которые потом стали родными. Рядом с моим новым домом был парк и стадион. И я там буквально пропадал. Моя приемная мама была портнихой и сшила мне мячик из ткани, который набила лоскутами. Радости не было предела. Собираю бригаду из пацанов – и на стадион. Каждый день гоняли мяч. Когда пошел в школу, на каждой перемене - с мячом на стадион. Сам с собой водился, бил по воротам. Конечно, после уроков были школьные баталии. Потом меня заметили и пригласили во взрослую команду – авдеевский «Локомотив». Играл и за ясиноватский «Локомотив». Был такой эпизод. «Шахтер» должен был в Сталино играть товарищеский матч с киевским «Динамо». Пригласили для смотрин и меня. Мы приехали на стадион, а Киев не явился. Затем из «Шахтера» время от времени в Авдеевку приезжали представители – посмотреть на мою игру…

- А как состоялся ваш переход в «Шахтер»?
- В 1950 году я поступил в Сталинский металлургический техникум, за команду которого играл. Потом за ДПИ. В одном из матчей со «Смолянкой», которая считалась самой сильной командой в области, я приглянулся их тренеру Георгию Бикезину. Может, потому, что забил им три гола. (Смеется.) Это было в конце 1951 года. Он сразу же рекомендовал меня в «Шахтер». Я ему безмерно благодарен за это. В 52-м поехал на сборы в Сочи. С того времени и до 1963 года отыграл за «горняков». Хотя меня приглашали в другие коллективы. Например, из московского ЦСКА два офицера приезжали, хотели забрать. Но меня спрятали. Они уехали ни с чем.

- Валентин Гаврилович, вы всегда были форвардом?
- Да. За «Шахтер» вначале я играл на правом краю. Но потом эту позицию занял Иван Бобошко, а меня перевели на левый.

- Вы ж были правша, а здесь - левый край?
- А что делать? Начал на базе самостоятельно развивать левую ногу, отрабатывал удары. Два месяца на тренировках использовал ее как основную. Потом из одноногого стал двуногим. (Смеется.) Одинаково хорошо играл обеими ногами.

- У вас был какой-то излюбленный финт?
- Конечно. А как же! Любил мяч пяткой перебрасывать через себя. Венгерский такой финт.

- Почему венгерский?
- Меня часто приглашали в сборную страны. Перед товарищеским матчем в Венгрии соперники вышли на разминку, и один из их игроков продемонстрировал этот технический прием. Мне он понравился, я его освоил и прозвал венгерским. Еще любил на скорости обойти нескольких соперников, как в слаломе. Причем, без ложной скромности, получалось это дело без вопросов. А потом делал передачу в центр на партнеров. Но и сам забивал, конечно.

- Защитники какой команды были для вас самыми неудобными?
- Московских «Спартака», ЦСКА и «Динамо». А если говорить о конкретных игроках, то это динамовец Константин Крижевский.

- Да и вратарю «Динамо» великому Льву Яшину было тяжело забить…
- Кстати, можете так и написать. Сапронов - единственный в Союзе, да, может, и в мире футболист, который забил Яшину пять голов. Не за матч, разумеется, а всего. Больше никто не смог забить.

- Звание заслуженного мастера спорта вам присвоили за победы в Кубке страны?
- Тут есть такой момент. Победы в Кубке – само собой. Но меня же регулярно приглашали в первую и вторую сборные СССР. Я участвовал в подготовке к чемпионату мира 1958 года в Швеции. Поэтому мне, как говорится, по совокупности присвоили звание заслуженного. Если бы я не был игроком сборной, то не удостоили бы.

- Каков был ваш путь в главную команду страны? Вы же не сразу попали в первую сборную?
- Вначале меня пригласили во вторую. Я сыграл в товарищеском матче с Болгарией. Затем была первая сборная. Как я говорил, мы готовились к чемпионату мира.

- С этими сборами, насколько знаю, у вас связана неординарная история.
- Действительно. Я в состав сборной на чемпионат мира не прошел. А тут через Москву «Шахтер» летит на дружеские матчи в Северную Корею. Меня захватили с собой. И в этот же день разразился скандал с Эдуардом Стрельцовым, которого обвинили в изнасиловании. Его, естественно, в Швецию не взяли. Но я уже улетел из Москвы. Может быть, меня и взяли бы на чемпионат мира. А так…

- Почему после сезона-1963 вы ушли из команды? Как-никак в том году сыграли за «Шахтер» больше 30 матчей, участвовали в финале Кубка, получили заслуженного мастера спорта.
- Раньше как было. 30-32 года – уже все. Ты – старик. Начинали искать тебе на смену более молодых. После окончания сезона наш старший тренер Олег Ошенков сказал: «Заканчивай. Мы тебя проводим». Могу похвастать. (Смеется.) Меня первого провожали торжественно, как положено. Я передал Витале Хмельницкому свою футболку с номером 11.

- Чем занимались по окончании карьеры футболиста?
- Работал тренером группы подготовки «Шахтера» вместе с Георгием Бикезиным, Петром Пономаренко. Потом в 1965-м Ошенков пригласил меня к себе помощником. В 1967 году окончил Киевский институт физкультуры, после чего сказали, чтобы я переходил обратно в группу подготовки. Уходить так уходить. Это ж дело такое. В это время мне и Диме Мизерному, с которым играли за «Шахтер», подоспело предложение из Красноармейска тренировать местную команду. Сделали коллектив, который в первенстве области ниже пятого места не опускался. Потом тогдашний секретарь Донецкого обкома партии Владимир Дегтярев сделал обмен. Нас отправили тренировать донецкий «Локомотив», плохо выступавший в одном с нами турнире, а тренеров этой команды – в Красноармейск. Через год мы вывели «железнодорожников» в класс «Б».

- В вашей судьбе была и кафедра физкультуры Донецкого университета. Как произошел такой зигзаг?
- Когда расформировали класс «Б», меня в 1974 году пригласили в университет. Для начала взяли комендантом строящегося бассейна. Думаю, не было ставок преподавателей. Комендантом проработал пять лет. Затем преподавал на кафедре физкультуры, был ее заведующим. На преподавательской работе пробыл десять лет. Затем назначили директором университетского бассейна. Следующим местом работы был завод «Стройдеталь». Будете смеяться, но меня пригласил к себе водителем его директор.

- Потом следующий зигзаг судьбы: переезд в Москву.
- Сын окончил Донецкий мединститут. Три года проработал в Донецке. А потом прочел объявление, что в Москве требуются специалисты его профиля. Он собрался и уехал. Его приняли на работу. Жизнь идет. Сын женился, родилась дочь. Супруга и он работают. А за ребенком нужен присмотр. Поэтому мы с женой переехали в Москву. На одну ж пенсию не особо проживешь, но мне сказали: «Не рыпайтесь никуда. Здесь работу вы не найдете». Я наобум пошел в Российский футбольный союз. Там работали Никита Симонян, Алексей Парамонов, против которых я играл, с которыми бывал на сборах сборной. Никита Павлович ничем помочь не смог. А в это время проходил Кубок Содружества. Мне дали на него пропуск. Там совершенно случайно встретил Володю Салькова. Он трудился в структуре ЦСКА. Разговорились. Есть что вспомнить: все-таки в «Шахтере» вместе играли. Рассказал мою безработную ситуацию. Где-то через месяц он позвонил и сказал, что меня берут тренером в ДЮСШ клуба. Там я проработал до 2008-го. Теперь на пенсии.

- Приехать в Донецк на чествование команды «Шахтер» - обладателя Кубка СССР 1961 года не удалось по здоровью?
- Возраст, знаете ли. (Смеется.) Да нет, тут дело в другом. Мне недавно сделали операцию на глазах, поэтому дальние поездки не рекомендованы. Кстати, пользуясь случаем, хочу поблагодарить «Шахтер». Помогли финансово для проведения операции. Да и вообще. Не забывают нас, ветеранов. Каждый месяц оказывают материальную помощь. Помогают с лекарствами. А как прошло чествование, знаю. У меня надежный источник информации. (Смеется.) После возвращения из Донецка ко мне приехал Володя Сальков. Все рассказал. А еще привез футболку нынешнего «Шахтера» с 11-м номером и моей фамилией. Подарок от клуба. Приятно.

Досье
Валентин Сапронов
Родился 23 января 1932 года в Авдеевке.
Нападающий.
За «Шахтер» выступал с 1952 по 1963 годы.
Провел 270 игр, забил 49 мячей.
Обладатель Кубка СССР 1961, 1962 годов.
Финалист Кубка СССР 1963 года.
Заслуженный мастер спорта.
Первым из донецких футболистов сыграл в официальной встрече на уровне сборных. 1957 год. СССР-2 – Болгария – 2:1.
Тренер «Шахтера» с 1965 по 1967 годы.
Награжден орденом Украины «За заслуги» III степени.

Теги новостей: