Соревнования по "авиадартс": крылатые игроки и смертельные "дротики"
![](https://vchaspik.ua/sites/default/files/styles/1200_800/public/u2377/o_793046.jpg)
Под Воронежем завершились соревнования военных летчиков по "авиадартс" – так называются учения, на которых пилоты отрабатывают точность поражения различных целей. Всего участвовало пять десятков асов из самых разных регионов России. Сегодня командование ВВС решит, кто из них был самым быстрым и точным. Победителей автоматически зачислят в военно-воздушную академию имени Жуковского и Гагарина.
Кульминация соревнований – стрельба по наземным мишеням. 28 июня – последний, самый главный день испытаний асов пилотирования. Всю минувшую неделю они состязались в Воронеже. Показать мастерство прибыли около 50 летчиков — с Дальнего Востока, Сибири, Урала, Северного Кавказа и Заполярья. Кто стал лучшим по всем испытаниям, станет известно уже завтра. Жюри суммирует баллы за все дни и назовет победителей. Непосредственно до соревнований в небе все действия были отработаны на моделях самолетов.<
На асфальте полигона – карта будущего полета. Это первый этап испытаний – проверка маршрута. Пилотам сначала предстоит пройти его пешком, при этом общаются они между собой так же, как в условиях реального полета. Судьям так легче оценить технику общения в радиообмене: голоса не заглушает гул двигателей. Участники соревнований прорабатывают возможные внештатные ситуации: отказ двигателя, падение оборотов, уменьшение температуры выходящих газов.
Асы соревнуются на чужих самолетах и вертолетах. Для большей объективности борта раздают по жребию. Мастерство пилотажа первыми показывают вертолеты Ми-24. Сложности добавляет жаркая погода, говорят пилоты. "Почва нагревается, воздух начинает подниматься вверх – из-за этого поток с земли идет не постоянный: в одном месте он больше, в другом – меньше, — поясняет старший летчик авиабазы Торжок Алексей Молодцов. – Из-за этого вертолет сильно "болтает".
Показателей "чистоты" пилотирования несколько — это скорость, высота, угол крена. Все они фиксируются приборами и затем оцениваются судьями. "Они снимаются с бортовых самописцев, расшифровываются специалистами объективного контроля и далее представляются в судейскую коллегию, — говорит Игорь Кукк, начальник отдела боевой подготовки и боевого применения армейской авиации первого командования ВВС и ПВО. — Расстояние между ведущим и ведомым измеряется корпусами самолета".
Финал "авиадартс" начинается с подготовки "дротиков". Каждый из них легко уничтожает танк. Самолет вооружают управляемой ракетой. После навески техник оставляет себе кое-что от боеприпаса — крышечку. "Оставлять крышечку, если оператор попал в цель – это традиция, — объясняет инженер Виктор Орлов. – Мы ее дарим оператору на память. Если хороший оператор, конечно. У нас плохих не бывает".
В небе борта держатся на расстоянии: дистанция — минимум 75 метров, интервал — 50 метров. Это так называемый "боевой порядок". Держать строй и повторять движения ведомому так сложнее. Зато спокойно можно применять оружие. Чтобы не попасть под град осколков, ниже 300 метров самолеты и вертолеты не опускаются. В первый заход по мишеням они бьют ракетами, потом цель расстреливают из пушек.
"В назначенное время они выходят на полигон и наносят свой удар, — говорит Олег Лебедев, начальник воздушно-огневой подготовки оперативно-тактической авиации четвертого командования ВВС и ПВО. – Это время учитывается и оценивается. К примеру, на 11 часов был назначен удар, а ударили в 11:05. Пять секунд задержки — соответственно, снижается оценка на 10 очков. Максимальное количество — 60 баллов ".
Работу по мишеням оценивает контрольная группа. Краской помечают дыры в щитах, подсчитывают воронки в зачетных зонах. Для штурмовиков Су-25 они обозначены мешками с песком — это круги диаметром 30 метров. У вертолетов простора больше почти в три раза.
Те, кто набрал максимум баллов, получат звание "лучших" и сядут за парты. Главный приз — зачисление без экзаменов в военно-воздушную академию имени Жуковского и Гагарина.
![](https://vchaspik.ua/sites/default/files/u2377/o_793048.jpg)
![](https://vchaspik.ua/sites/default/files/u2377/o_793044.jpg)
![](https://vchaspik.ua/sites/default/files/u2377/o_793045.jpg)