27.12.2010, 18:30

ЖКХ: «страшные сказки» и жестокая быль

Владимир Гонтарь | Всі новини автора

«Мы воюем с песками, снегами, с небесами воюем, землей; мы воюем с неправдой, долгами, с дураками и сами с собой», - писал Евгений Евтушенко еще в 1965-м году. Многое с тех пор изменилось, но что-то оставалось прежним, что-то – в нашей сути. А именно – восприятие многого как войны. Мы все еще каждый год воюем за урожай, за право по-своему трактовать историю, за язык… А каждый отопительный сезон превращается в войну за лимиты на газ, во время которой чиновники постоянно пугают рядовых граждан «страшными сказками»: «Со дня на день из-за неплатежей может прекратиться…».

Стал ли исключением нынешний отопительный сезон?

Увы, нет.

Чертова «десятина»?

«На сегодняшний день картина очень даже неприглядная. Ведь договоры на поставку газа заключены до 31 декабря 2010 года. Есть вероятность, что с 1 января 2011 года наши предприятия коммунальной теплоэнергетики не будут иметь возможности закупать газ и обеспечивать население теплом», - заявил заместитель председателя Луганской облгосадминистрации Александр Ефимов на недавней пресс-конференции.

«Задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги составляет на сегодняшний день 665 млн. грн. В том числе за теплоснабжение – 344 млн. грн., водоснабжение – 183 млн. грн. и по квартплате – 138 млн. Наибольший объем задолженности за услуги теплоснабжения у нас имеется в Луганске – 136 млн., Лисичанске – 27 млн., Алчевске – 24 млн., Рубежном – 20 млн., Антраците – 16 млн., Стаханове и Северодонецке по 13 млн. Долги за услуги водоснабжения и водоотведения: в Лисичанске – 13 млн, Алчевске – 15 млн, Северодонецке – 11 млн. Предприятию «Лугансквода» потребители задолжали 139 млн. грн. Сейчас Луганская область – на предпоследнем месте в Украине по оплатам за энергоносители и на втором – по неплатежам», - рассказал он.

По словам А. Ефимова, вынужденные непопулярные меры уже принимаются. Так, в городе Брянке из-за невозможности оплачивать газ местные тепловики отключили пять котельных: без отопления остались 8,5 тысяч человек. Были отключения от отопления домов-должников и в Луганске, правда, в областном центре людей только слегка припугнули: отключали ненадолго.

Заместитель губернатора заявил, что, по данным органов власти, неплательщики составляют примерно 10 % от общего количества потребителей жилищно-коммунальных услуг. И большая часть таких людей имеют доходы, позволяющие вносить необходимые платежи без проблем для личного бюджета.

Кстати, еще почти десять лет назад Анатолий Ягоферов в бытность городским головой Луганска неоднократно говорит о намерении обнародовать список известных в городе и весьма обеспеченных людей (предпринимателей, парламентариев), имеющих задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги. В народе поговаривали, что среди этих неплательщиков был и один из бывших мэров Луганска, и один из народных депутатов, были владельцы магазинов и ресторанов. Но официальной информации так никто и не увидел.

И на сей раз Александр Ефимов говорил о намерении провести разъяснительную кампанию: у входов в подъезды будут вывешивать списки должников. Чтоб соседи стали для жилищно-коммунальных служб, так сказать, внештатными коллекторами. И станут: любителей «попить кровушки» у ближнего своего у нас всегда – в достатке. Причем, судя по ранее проводимым подобным кампаниям, когда всех «стригли под одну гребенку», в списках неплательщиков опять, скорее всего, окажутся люди, хоть и имеющие долги, но допустившие их образование по уважительным причинам и заключившие договора о реструктуризации задолженности. Их-то в первую очередь (такие люди в большинстве своем не отличаются ни спесью, ни нахальством в отличие от настоящих злостных неплательщиков) и будут изводить дорогие соседушки. Не столько ради возврата долгов коммунальщикам, сколько из садистских побуждений.

Вы платите, вам зачтется…

Сегодня тепловики, не имеющие возможности отключать задолжавших абонентов поодиночке, особенно уповают на практику «давления на совесть». Кроме того, по словам начальника областного управления ЖКХ Сергея Махуренко, должникам за коммунальные услуги будут насчитывать пеню. Ее размер - 0,01% за день от суммы задолженности, плюс - инфляционная составляющая.

А вот тут напрашиваются весьма интересные вопросы. Почему государство не обязывает работодателей выплачивать работникам пеню за задержку или невыплату зарплаты? Почему не обязывают работодателей корректировать зарплаты в соответствии с той же инфляционной составляющей? Ведь она в случае очень вероятной для нашей экономики гиперинфляции может в общей сумме пени существенно «перекрыть» ее основной размер и стать для должника просто разорительной. Проще говоря, при определенных подходах, характерных для девяностых годов прошлого века (и скажите мне, что государство наше на такое не способно!), потребителя коммунальных услуг можно лихо, как говорится, поставить на счетчик.

И еще – вопрос: почему не вводят пеню или штрафы для ЖЕКов за не предоставленные услуги? Большинство жильцов многоквартирных домов собирают деньги, чтоб нанять «шабашников» для ремонта внутридомовых коммуникаций, самостоятельно ремонтируют подъезды. При этом жилищники утверждают, что потраченные средства жильцам могут учесть в качестве платежей за содержание дома.

«Мы неоднократно пытались таким образом отремонтировать коммуникации в нашем доме (заменить часть канализационных труб, оборудование в электрощитовой). Предварительно нашли организации, которые бы качественно произвели работы и выдали необходимые документы. Обратились в коммунальное предприятие, обслуживающее наш дом. И оказалось, что обещание засчитывать производимые за счет жильцов ремонты – не более чем красивые слова. На деле же, чтоб этот взаимозачет был произведен, дом должен быть официально признан нуждающимся в ремонте, включен в план. А это – очень долгая «песня»: комиссия приедет обследовать дом, конечно же, отнюдь не на следующий день после обращения жильцов, потом будет рассматриваться вопрос включения в план… Год пройдет, по меньшей мере. И если производить ремонт с оплатой из «общего котла», не может быть такого плательщика как «группа жильцов», могут быть или физическое лицо, или организация, то есть ОСМД, куда сейчас нас пытаются «спихнуть», не обеспечив гарантиями со стороны государства. Такой вариант как оплата от имени одного из жильцов нас не устраивает: собираем-то деньги все и хотим, чтоб всем был сделан взаимозачет по квартплате. Словом, механизм был продекларирован, но, похоже, никто и не думал его реализовывать на практике», - рассказала «ОстроВ» руководитель одного из действующих в Луганске органов самоорганизации населения.

Это сладкое слово, «субсидия»

По словам начальника управления труда и соцзащиты ЛОГА Элеоноры Полищук, по вопросам назначения субсидий в органы соцзащиты обратилось более 92-х тыс. жителей области. Субсидии назначены 60,1% обратившихся граждан.

«На получение субсидий имеют право все граждане, имеющие постоянное место работы или состоящие на учете в службе занятости, в случае, когда оплата жилищно-коммунальных услуг превышает 15 % их совокупного дохода, а для пенсионеров и инвалидов – 10 %. Отмечу, право на субсидию также имеют работники действующих шахт, которые получают уголь на отопление своего жилища, бывшие работники шахт и пенсионеры, которые обеспечиваются углем. Кроме того, области живет около 10 тыс. ветеранов войны. Они обеспечиваются твердым топливом и сжиженным газом», - пояснила Э. Полищук.

По ее словам, не могут получить субсидию люди, имеющие сверхнормативную площадь (более 21 кв. м на человека плюс 10 кв. м. на семью) и семьи, которые не могут предоставить данные о доходах, например, неработающие или получающие зарплату «черным налом». Если семья в течение полугода перед подачей запроса делала покупки стоимостью свыше 10 прожиточных минимумов, то субсидия или не назначается, или вопрос выносится на специальную комиссию. Наши инспекторы могут даже прийти к людям, чтоб проверить реальный уровень благосостояния заявителей.

«Субсидии – государственные бюджетные деньги, и они предназначаются тем гражданам, которые действительно в них нуждаются,- отметила Элеонора Полищук. – Если мы выявляем, что люди предоставляют недостоверную информацию о своих доходах, то, естественно, прекращается выплата субсидий, и применяются определенные штрафные санкции к человеку, который предоставил недостоверные сведения о себе и о своей семье».

Отчет об этой пресс-конференции, проводившейся как в «оффлайне», так и для Интернет-пользователей, был опубликован на сайте агентства «Cxid.info», и там можно заметить, что были заданы вопросы, на которые Элеоноре Андреевне из-за дефицита времени, отведенного на мероприятие, не удалось ответить. А вопросы были интересные:

«Почему до сих пор не оформлены субсидии тем гражданам, которые перенаправили письма, разосланные им еще в августе по начислению субсидий. Ответ один: «Вашей справки нет». Кто ответит за то, что на местах фактически саботируется решение правительства?»

Или: «Почему, если открываешь какое-то свое предприятие, в субсидии отказывают?».

По поводу последнего замечу, что и сам лично неоднократно слышал от людей, имеющих статус частного предпринимателя, о проблемах, связанных с получением субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. А частные предприниматели у нас, стоит отметить, – не только люди, имеющие собственный бизнес, но и некоторые наемные работники, оформленные работодателями таким образом, чтоб минимизировать платежи в социальные фонды. Так, сказать, особенности национальной экономики.

Похоже, наше жилищно-коммунальное хозяйство еще не один год будет оставаться средоточием множества серьезнейших проблем. И, возможно, одна из наиболее болезненных – восприятие этих проблем чиновниками от ЖКХ. Для них, судя по услышанному, главная проблема – неплатежи за услуги. И при этом проблема качества услуг и самого их наличия – даже не в первой десятке приоритетов.
Также на эту тему
На коммунальщиков в Стаханове, где замерзают 1,5 тыс. горожан, завели дело
Оплата за услуги ЖКХ в Украине составляет 36% - Тигипко
Лучше всего оплачивают «коммуналку» в Алчевске, хуже – в Сватовском районе

Предлагаю пофантазировать и представить, что в один из дней все неплательщики вдруг погасили долги, стали образцово-показательными плательщиками, но при этом начали требовать предоставлять им то, за что взимаются деньги. Не получится ли так, что при таких обстоятельствах наше жилищно-коммунальное хозяйство просто… рухнет? Потому что не найдется камикадзе, желающих при таком раскладе работать в отрасли.
 

]]>http://ostro.org/]]>