Портников: Порошенко отличный тактик, но - никудышный стратег
Сохраниться и переизбраться на второй срок может только глава парламентско-президентской республики. Только президент, который отвечает за свои собственные полномочия, а не пытается контролировать все вокруг. Только политик, который становится символом перемен и национальной консолидации. Только человек, который окружен союзниками, а не попутчиками.
Президент Петр Порошенко сегодня отмечает половину срока своего пребывания на посту главы государства. Это действительно важный водораздел, который позволяет напомнить, как Порошенко выстраивал здание собственной власти.<
Когда он был избран президентом, страна уже несколько месяцев жила в режиме парламентско-президентской республики. Разумеется, предполагалось, что глава государства станет прежде всего координатором внешней и внутренней политики страны. Память о консолидации власти в руках президентской администрации и лично Виктора Януковича была еще слишком свежей, а действия бывшего президента, который сформировал свое первое правительство и изменил Основной закон страны в обход конституционных и регламентных норм, признаны узурпацией.
Порошенко действовал виртуозно. Он доказал, что усиление властных полномочий можно добиваться не посредством узурпации, а с помощью политических рычагов. Он создал собственную партию, которой благодаря успеху на парламентских выборах и авторитета самого президента удалось сформировать крупнейшую фракцию в парламенте.
Он смог, не вмешиваясь лично, переформатировать правящую коалицию так, что именно за ним оказался контроль над принятием принципиальных правительственных решений.
Он сохранил контроль над Генеральной прокуратурой, не смотря на постоянную критику его кадровой политики в этом принципиально важном для реформ ведомстве - и при этом смог даже усилить политическую составляющую в работе Генеральной прокуратуры.
Он смог добиться замораживания конфликта на Донбассе - что, в общем, было одним из основных запросов общества в период проведения выборов главы государства.
Разве все это не позволяет говорить о Петре Порошенко как об успешном политике, которому должны аплодировать даже оппоненты?
Но каждое из президентских достижений имеет в себе немалые риски на следующий период. Блок Петра Порошенко - не идеологическая партия и даже не вождистская партия. Это традиционная для украинской политики партия попутчиков.
О парламентской фракции БПП я даже не говорю. Мы не знаем точно, какими являются политические взгляды, например, Грановского, Кононенко, Лещенко или Найема. Мы даже не знаем, есть ли у этих людей и других депутатов президентской фракции политические взгляды.
Но мы знаем, что единственное, что всех их удерживает в одной фракции - это даже не ориентация на личность президента, а просто банальное желание заседать под куполом Рады. Просто мандат - и все. Что многие из этих людей при этом - настоящие враги.
Переформатирование правящей коалиции привело к тому, что основная ответственность за происходящее в стране теперь положена и населением, и митинговыми политиками лично на президента Петра Порошенко.
Если раньше любое ухудшение экономической ситуации было связано с фигурой премьера - и вся антикоррупционная риторика была направлена против него, так сейчас на месте фамилии Яценюка появилась фамилия Порошенко. И это фамилия из критических заявлений так быстро не исчезнет по одной простой причине: недовольных последствиями переформатирования коалиции слишком много и президент просто не обладает ресурсами для того, чтобы всех их удовлетворить.
И с каждым днем количество недовольных будет только увеличиваться, а критика становиться жестче и переходить в плоскость откровенного компромата. "Пленки" Александра Онищенко - это только начало.
Контроль над Генеральной прокуратурой - это автоматически ответственность и антикоррупционную борьбу, и за преследование тех, кто создавал режим Януковича и прямо или косвенно отвечает за трагедию времен Майдана. Но именно политическая окраска Генеральной прокуратуры не позволит ей действовать иначе, как выборочно - иначе это разрушит всю хрупкую конструкцию президентского влияния. А действовать избирательно - значит нарываться на критику и в стране, и на Западе.
В результате президент или "сожжет" политические перспективы Юрия Луценко, или приобретет в его лице еще одного откровенного недоброжелателя. Зная характер генерального прокурора, предположу, что Луценко отдаст преимущество спасению, а не горению, а значит, конфликт президента с Генеральной прокуратурой - это всего лишь вопрос времени.
Наконец, замораживание конфликта на Донбассе обернулось тупиком - и для Украины в том числе. Мы не можем ни отказаться от подписанных в Минске соглашений, ни исполнять их - так, чтобы это не привело к радикализации внутренней ситуации.
Таким образом, Украина в вопросе о восстановлении своей территориальной целостности может рассчитывать исключительно на развитие ситуации вне Донбасса - в России и на Западе. Мы, таким образом, становимся быстрее свидетелями процесса, чем его реальными участниками и стратегии собственных действий в отношении оккупированных территорий у нас просто нет.
Я сосредоточился только на самых явных факторах риска для Порошенко - при желании можно было написать еще про десяток. При этом каждый из факторов риска - это результат президентских побед и планов. И из этого можно сделать один очень простой вывод: Петр Порошенко, конечно же, отличный тактик. Но - никудышный стратег. Впрочем, это беда практически каждого украинского политика.
Возникает вопрос - а что же делать, чтобы превратить риски в новые победы? На этот вопрос есть только один ответ, который не понравится Петру Порошенко и никогда не будет им воспринят.
Если президент хочет сохранения или усиления полномочий, у него есть для этого все возможности. Но он так и останется президентом одного срока - или даже сокращенного срока. Президентские выборы он не выиграет, а с поражением на выборах завершится и его политическое влияние.
Как это бывает, мы знаем по судьбе Виктора Ющенко. Но у Ющенко не было большого бизнеса, а у Порошенко он есть. Поэтому понятна его заинтересованность в политическом самосохранении.
Но сохраниться и переизбраться на второй срок может только глава парламентско-президентской республики. Только президент, который отвечает за свои собственные полномочия, а не пытается контролировать все вокруг.
Только политик, который становится символом перемен и национальной консолидации. Только человек, который окружен союзниками, а не попутчиками. Только командный игрок, а не политик, который разбирается в ситуации лучше своего случайного окружения.
Не нужно думать, что Петр Порошенко не знает все это лучше меня. Знает, но не воспринимает. И именно поэтому имеет все шансы сохраниться в украинской политической истории как переходный президент одного срока.
Виталий Портников