09.09.2011, 20:07

Дети с особыми потребностями могут учиться в общеобразовательных заведениях

Ольга Станішевська | Всі новини автора

На сегодня среди многих образовательных вопросов, которые активно обсуждаются в обществе, является вопрос о внедрении инклюзивного обучения. Это победа гуманистической педагогики и демократического образования в Украине. Правительством Украины сделано прогрессивный шаг в направлении реализации права каждого ребенка с особыми образовательными потребностями учиться в общеобразовательном учреждении по месту жительства, а именно: 15 августа 2011 постановлением Кабинета Министров Украины N 872 утвержден Порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях.

 <
Этот документ разработан во исполнение Конвенции о правах инвалидов, о правах детей, Конституции Украины, Указов Президента Украины по повышению качества образования, международных программ по обеспечению прав детей с особыми образовательными потребностями на получение качественного образования.

Долгожданный родителями, общественностью документ, регулирующий комплекс вопросов, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса и созданием соответствующих условий для обучения, приведение системы образовательной работы в соответствии с потребностями ребенка и семьи.

На сегодня очень важно, чтобы каждый гражданин нашего общества проникся пониманием о необходимости совместного обучения здоровых детей и их больных ровесников. Особая роль в этом процессе отведена родителям и педагогам. Однако, к большому сожалению, не все педагоги правильно понимают, что такое инклюзивное образование, не изучают внимательно нормативные документы и сеют смуту среди населения. Свидетельством этого является высказанные «мысли вслух» учительницы, Ирины Константюк, которые она изложила в статье «Реформы по-украинскому, или Как мы похоронили инклюзивное образование» в одном из интернет-изданий.

Если бы госпожа Ирина Константюк, если она действительно учительница, чаще заходила на официальный сайт Министерства образования и науки, молодежи и спорта, то она могла бы своевременно знакомились с проектами новых документов. Порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях с 9 февраля 2011 года было размещено на указанном сайте в рубрике «Общественное обсуждение». Со всех уголков Украины поступали предложения от родителей, общественных организаций, педагогов, и только некоторые «болельщики» за судьбу больных детей до сих пор об этом документе не слышали.

Обращаем внимание, что при разработке Порядка был использован опыт 22 экспериментальных общеобразовательных и дошкольных учебных заведений, привлеченных к реализации Всеукраинского эксперимента "Социальная адаптация и интеграция в общество детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, путем внедрения инклюзивного обучения» с 2001 года. Также, чтобы привлечь к обсуждению именно практиков, проект документа был напечатан во многих профессиональных изданиях.

Особенно удивляет неосведомленность автора статьи по сотрудничеству МОНмолодьспорту с Национальной ассамблеей инвалидов Украины, общественной организацией «Шаг за шагом» и другими организациями, поскольку именно совместно с их представителями разрабатывался вышеуказанный Порядок. Министерством была создана рабочая группа по разработке нормативно-правового обеспечения внедрения инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях в состав которой, кроме ученых и практиков, входят представители общественных организаций, на которых так красиво ссылается уважаемая госпожа Ирина Константюк. В частности, Наталья Софии и Юлия Найда - представители Всеукраинского фонда "Шаг за шагом», Лариса Байда - представитель «Национальной Ассамблеи инвалидов Украины», Андрей Шевцов - президент Всеукраинской общественной организации-научного общества инвалидов «Институт социальной политики», Николай Северянка - председатель Всеукраинской общественной организации «Коалиция защиты прав инвалидов и лиц с интеллектуальной недостаточностью», Сергей Курьянов - президент Всеукраинской благотворительной организации «Даун Синдром», представители ОО «Солнечный круг» для детей с аутизмом и другими.

Кроме того, обсуждение указанного документа проводилось на конференциях в марте-апреле 2011 года в городах Львове, Симферополе, Чернигове и других. В них принимали участие родители, учителя, студенты с инвалидностью, представители различных общественных организаций. Вместе с тем, Министерством совместно с Национальной Ассамблеей Украины и Всеукраинским фондом "Шаг за шагом» проведен Всеукраинский семинар «Внедрение инклюзивного образования в Украине» для специалистов областных управлений образованием и социальной защиты населения.

Также, пока проводилось обсуждение проектов нормативных актов, родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, с помощью психолого-медико-педагогических консультаций, о которых так негативно отозвалась госпожа Ирина, отдавали на обучение своих детей в общеобразовательные учебные заведения. Уже на сегодня вместе со сверстниками в общеобразовательных школах обучается около 129 тысяч детей с нарушениями психофизического развития.

Во всех регионах страны проводится работа по ускорению выполнения главной задачи - создание беспрепятственного доступа во всех типах учреждений к зданиям и помещениям. Почти 40% общеобразовательных учебных заведений уже подготовлен, благодаря усилиям местных органов самоуправления, управлений образованием, руководителей образовательных учреждений, которые стремятся, чтобы все дети имели право на качественное образование.

Также, хотим проинформировать педагогов, которые не знают, кто является учредителями (собственниками) общеобразовательных школ, что согласно законодательству Украины - ими являются местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Вместе с тем, уже разработаны новые требования к проектированию учебных заведений в связи с интеграцией в общеобразовательные учебные заведения детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью. Создана межведомственная рабочая группа по пересмотру нормативных документов по проектированию общеобразовательных учебных заведений с целью создания условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями, в состав которой вошли представители из Министерства регионального развития и строительства, МОНмолодьспорту, Министерства здравоохранения, общественных организаций. Сейчас продолжается обсуждение проекта указанного документа. Именно этой тематике 9 сентября 2011 было посвящено заседание рабочей группы в Минрегионстрое. Также к обсуждению привлечены эксперты Национальной Ассамблеи инвалидов Украины.

Вопреки всем препятствиям, государственная поддержка детей с особыми образовательными потребностями и семей, в которых они воспитываются, за последние годы усиливается.

Конечно, как в каждой новой делу нерешенных проблем еще очень много, потому что наша страна только стала на путь внедрения инклюзивного обучения. Однако, хотелось бы верить в то, что актуальные темы образовательной политики, в частности, тема обучения детей с особыми образовательными потребностями не станет дешевым пиаром для определенных категорий людей, которые только выдают себя за патриотов Украины, а в действительности своей неосведомленностью по тем или иным проблемам только вводят людей в заблуждение.

Департамент общего среднего и дошкольного образования

Рубрика - Правозащитник: