21.06.2016, 10:07

В Крыму постепенно умирает сельское хозяйство, животноводство и виноделие

Перспективы, как сельского хозяйства, так и животноводства и, что особенно печально, виноделия, не побуждают к надежд. Не надо и гадать, что стало стартом гибели этих отраслей в Крыму глобально.

Проблемы сельского хозяйства и виноделия в Крыму настолько очевидны, что даже оккупационная власть не может не признавать этого. Все, что им остается говорить о развитии этих отраслей, - пресловутое «нужно просто немного подождать» и "вы держитесь там. Хорошего вам настроения!".<

Если серьезно, то перспективы, как сельского хозяйства, так и животноводства и, что особенно печально, виноделия, не побуждают к надежд. Не надо и гадать, что стало стартом гибели этих отраслей в Крыму глобально, поэтому поговорим только о технических причинах сложившейся ситуации.

Водная артерия Крыма

Перекрытие Северо-Крымского канала, конечно, не привело к обезвоживанию крымчан и других ужасов, о которых говорили два года назад, но ущерб сельскому хозяйству нанесло непоправимый. 400 тысяч га земли без Северо-Крымского канала является неплодородными. Обслуживают эту землю почти 700 тысяч человек, которые живут в основном в северной и центральной частях Крыма.

В этих районах сейчас очень серьезная проблема не только с тем, как вести сельское хозяйство, но и с потреблением воды, поскольку эти районы использовали артезианские скважины и воду подземных источников.

Небылицы о том, что Крым может справиться без Северо-Крымского канала, используя подземные источники, - профанация, поскольку упомянутые источники тоже пополнялись из Северо-Крымского канала. 63% территории Крымского полуострова составляют пустынные степи. Сюда относятся такие районы, как Красноперекопский, Раздольненский, Сакский, Ленинский, Советский, Джанкойский, Нижнегорский, Белогорский и Первомайский. А это такие города, как Симферополь (столица Крыма), Бахчисарай, Евпатория, Керчь, Старый Крым, Белогорск, Джанкой и Севастополь.

Северо-Крымский канал - жизненно важная водная артерия, к его строительству жизни в названных выше регионах фактически не было. До 1963 года воду привозили гужевым транспортом, и на небольшую семью ее выделяли в количестве одного ведра.

Говорить о ведения земледелия вообще не приходилось. После прихода днепровской воды жизни степного Крыма кардинально изменилось. Благодаря искусственному каналу засушливые степи превратились в сады и пашни.

Для справки: в 1986 году по каналу поступала вода, которая орошала 380 тысяч га полей и рисовых чеков.

Если говорить о совместном использовании воды полуостровом за последние пять лет, то оно превышает миллиард кубических метров в год, из которых 85% обеспечивалось Северо-Крымским каналом. Фактически 2/3 населения (1,5 миллиона крымчан) использовали именно эту воду. При этом 72% воды шло на нужды агросектора.

После аннексии Крыма Северо-Крымский канал практически пересох и разрушается. Раньше большая часть воды из Днепра шла на орошение кормовых и зерновых культур, а также на выращивание риса. Рисовые чеки уже полностью разрушены, больше не выращивается соя, значительная часть крымских овощей, сады и виноградники гибнут. Также полностью уничтожена кормовая база для животноводства.

Животноводство

Упадок животноводческой отрасли Крыма также напрямую зависит от водных ресурсов, поскольку кормовые культуры требуют обильного орошения - сейчас это просто невозможно. В Крыму один за другим падают и останавливаются не только мясоперерабатывающие предприятия, но и молокозаводы. Торговые сети же уже предложили крымчанам потреблять молоко длительного хранения - «ультрапастеризованное» - из Российской Федерации.

Но, если для россиян молоко и молокопродукты «длительного хранения», а на деле жидкость белого цвета, по вкусу напоминает, напичканное антибиотиками, дело привычное, то для избалованных свежей молочкой крымчан - это очень болезненно.

Как вы понимаете, от упадка животноводческой отрасли в Крыму выиграла ряд крупных российских предпринимателей, которые завалили Крым своей сомнительной молочной и мясной продукцией. Так что восстанавливать это направление в Крыму окупанту, возможно, и не выгодно. До аннексии в Крыму было развито и частное фермерское хозяйство, однако свиноводство было фактически уничтожено в нескольких регионах полуострова через нового для АРК, завезенного из России, вируса африканской чумы свиней (АЧС).

Африканская чума свиней

Борьба с африканской чумой свиней - дело вообще непростое. Принцип локализации этого вируса единый для любого региона - полное уничтожение свиней в определенном радиусе, дезинфекция территории, а в случае, если на этой территории в дальнейшем хотят снова заниматься свиноводством, то необходимо еще и снять слой почвы. В России не умеют бороться с АЧС - об этом свидетельствует тот факт, что с 2009 года его распространения так и не смогли локализовать.

Теперь эта проблема появилась и в Крыму. В первую очередь причиной стал бесконтрольное пересечение границы с Россией через Керченский переправу. Крымчане с АЧС не знакомы и, возможно, еще даже не понимают всей трагедии, что произошла. Для экономики АЧС - сильнейший удар, поскольку почти сто лет после обнаружения этого вируса на территории региона свиноводством заниматься нельзя.

Уничтожения научных институтов

Мы не предполагали, что у крымского виноделия могут быстро начаться серьезные проблемы. Так, продажа винного материала в сегодняшних условиях аннексии невозможен, но это не проблема - винный материал может храниться. Однако и для этой отрасли оккупационная власть умудрилась создать серьезные проблемы. Сейчас крымские научные институты, которые сейчас оказались в ведении Российской академии наук, не имеют возможности использовать собственные финансовые активы на осуществление научно-исследовательской и элементарной хозяйственной деятельности, а следовательно, фактически обречены.

Сейчас научный институт «Магарач» находится в глубокой финансовой пропасти и не может ни развиваться, ни даже обеспечить сохранение того, что уже есть на это время. Старейшие экземпляры вин, которые в Крыму находятся с начала XIX века, из-за нарушения условий хранения в короткие сроки станут непригодными. Невозможность использовать собственные деньги появилась то ли по глупости, то ли из-за пренебрежительное отношение оккупационной власти.

Финансовое управление перешло к организации федеральному агентству научных организаций, но при этом «крымская власть» так и не перевела сами институты и их имущество в федеральную собственность, что создало экономический коллапс. Такая же ситуация еще с шестью крымскими институтами: Крымская астрофизическая обсерватория, Институт археологии Крыма, Карадагская научная станция имени Вяземского - природный заповедник, Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма и Никитский ботанический сад.

Александр Лиев

Теги новостей: