Проект Административно-процедурного кодекса четко регламентирует отношения лица и власти
Кабинет Министров на своем заседании 14 ноября 2012 года одобрил проект Административно-процедурного кодекса Украины. Будущий кодекс, проект которого разрабатывало Министерство юстиции, четко регламентирует процедуру отношений лица и власти.
Как сообщил Министр юстиции Александр Лавринович, до сих пор большинство процедурных элементов отношений органов власти с гражданами или не регулировались законодательством вообще, или же регулировались подзаконными нормативно-правовыми актами.<
Это, по словам Министра, является неприемлемым с учетом ряда конституционных положений, которыми предусмотрен именно законодательный уровень закрепления деятельности органов государственной власти и их должностных лиц. Кроме того, в Украине оставались неучтенными должным образом потребности и интересы граждан при организации деятельности органов власти, оставалась неэффективной административная и судебная защита при решении проблем в отношениях гражданина и государства.
Следовательно, Административно-процедурный кодекс призван законодательно определить границы для административного органа, заставляя его четко следовать букве закона в своей деятельности. Кодекс позволит на законодательном уровне защитить права и законные интересы лица в отношениях с государством, будет способствовать ограничению проявлений бюрократизма, произвола и коррупции со стороны служащих, повысит эффективность работы органов власти.
Так, каждому лицу в стране будет гарантировано право на беспристрастное, честное решение его дела за обоснованный промежуток времени. Такое право, в частности, будет включать: право человека быть выслушанным до принятия любого индивидуального решения, что может на него негативно повлиять; право каждого человека на доступ к материалам дела, которые его касаются; обязательства административных органов обосновывать свои решения и т.п.
Одно из ключевых мест в комплексном понимании сути административной процедуры будут занимать принципы, по которым она будет осуществляться. А именно: верховенство права, законность, равенство участников административного производства перед законом, использование полномочий с должной целью, обоснованность, объективность (непредвзятость) административного органа, пропорциональность, гласность и открытость, своевременность и разумный срок, обеспечение правовой защиты и т.д.
Эти принципы в Кодексе наполнены также конкретными механизмами через права и обязанности участников административной процедуры. Административное обжалование выделено в отдельный раздел проекта Кодекса. Субъектом рассмотрения жалобы по проекту является высший относительно административного органа, который рассматривал административное дело, орган исполнительной власти, орган или должностное лицо местного самоуправления, уполномоченные рассматривать и принимать решения по поставленным в жалобе вопросам. Также субъектом рассмотрения жалобы может быть комиссия, созданная административным органом для рассмотрения жалоб.
Отдельным разделом Кодекса определяется порядок исполнения административного акта, в том числе принудительного. Предусматривается, что с принятием Административно-процедурного кодекса будет введена новая идеология функционирования органов власти.
По словам Министра юстиции, подобные кодифицированные акты, которые посвящены детальной регламентации процедур в деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части их взаимоотношений с физическими и юридическими лицами, эффективно действуют в большинстве европейских стран . Например, в ФРГ существует Закон об административной процедуре, в Австрийской Республике - Общий закон об административной процедуре, в Польше - Кодекс административного производства и т.д.
При разработке Административно-процедурного кодекса Украины были использованы лучший зарубежный опыт и достижения современной административной науки. Кроме того, при написании Кодекса были учтены принципы административной процедуры, рекомендованные Комитетом Министров Совета Европы в Резолюциях и Рекомендациях Совета Европы.
Как известно, принятие странами-членами Совета Европы актов, которые регулируют административные процедуры, предусмотрено, в частности, принятыми Комитетом Министров Совета Европы, Резолюциями и Рекомендациями Совета Европы (например, Резолюции (77) 31 о защите лица относительно актов административных органов, Рекомендации № R (80) 2 относительно осуществления дискреционных полномочий административными органами, Рекомендации № R (87) 16 относительно административных процедур, которые затрагивают большое количество лиц и т.д.