Элис Мунро стала лауреатом Нобелевской премии по литературе

В этом году лауреатом Нобелевской премии по литературе стала канадская писательница Элис Мунро – трехкратная обладательница канадской литературной премии генерал-губернатора и Международной Букеровской премии за совокупность достижений, сообщает Prostokniga.com.ua.
С ней состязались еще четверо именитых писателей: Харуки Мураками, Светлана Алексеевич, Джойс Кэрол Оутс и Петер Надаш. Об их лучших произведениях расскажет ProstoKniga.<
Наиболее перспективным претендентом на «нобеля» в этом году букмекерские конторы посчитали японского писателя Харуки Мураками, автора культовых романов: «Норвежский лес», «Кафка на пляже», «1q84», «Слушай песню ветра». Это не первая номинация на Нобелевскую премию японского писателя. В прошлом году букмекерское агентство Ladbrokes принимало ставки на успех автора в соотношении 2 к 1.
Пожалуй, весьма затруднительно выделить какое-то одно произведение автора, повлиявшее на читателей настолько сильно, чтобы поставить его безапелляционным лидером нашего рейтинга. За последнее десятилетие Мураками стал настолько популярным и читаемым, что выход каждого нового авторского произведения сопровождается высоким читательским интересом. К примеру, в день выхода «1q84» весь тираж романа был раскуплен еще до вечера, «Норвежский лес» в 2010 году экранизировал японский режиссер Чань Янь Хуно, а вот книга «Слушай песню ветра» была удостоена главной литературной награды в Японии – премии «Номы».
Вторым, после Мураками, претендентом на соискание Нобелевской премии по литературе стала белорусская писательница Светлана Алексеевич. По некоторым данным, ее кандидатура рассматривалась комитетом еще с 2002 года, но только в 2013 писательница вошла в шорт-лист премии и стала, по словам букмекерской конторы «Ladbrokes», главным фаворитом премии за социально-провокационные романы, в том числе, за последнее произведение - «Время сэконд хенд». После выхода книги на прилавках Европы, пресса отреагировала на новую работу обладателя премии «Ремарка» весьма обширными рецензиями, а шведские журналисты сочли выход книги Алексеевич одним из главных культурных событий последних лет.
Автор пишет работы на острые социальные темы. Ее пять последних романов, озаглавленные общей концепцией, прозваны циклом «Красный человек. Голоса Утопии». «Время сэконд хенд» завершает эту серию, в которой автор исследовала так называемого «homo soveticus» - советского человека, его прошлое, настоящее, его мышление и психологию поведения. «Время - секонд-хэнд. Это мой диагноз нам, тому, что мы сделали за 20 лет, нашему преступному романтизму и, как я сейчас считаю, нашему молчанию, немоте нашей сегодняшней и молчанию элиты. Мы уступили власть бандитам. Я даже не знаю, как назвать. Это уже даже скорее не политики, а есть такой орден, которому доступен этот русский пирог. Вот они его разделили, и это такой своеобразный орден», - сказала Алексиевич о своей книге.
Еще одним фаворитом Нобелевской премии по литературе стала американская писательница Джойс Кэрол Оутс, опубликовавшая за свою карьеру более пятидесяти романов, множество рассказов, стихов и документальной прозы. Оутс заслужила репутацию самого плодовитого автора и ведущего романиста 60-ых годов. В американской прессе ее имя стало синонимом «продуктивности». Впрочем, как известно, ее кандидатура рассматривается Нобелевским комитетом уже четверть века.
Чаще всего темами романов Оутс становилась бедность, нищета, насилие и жестокость, классовые противоречия, жажда власти, женская юность и порой сверхъестественное. Насилие всегда присутствовало в авторских работах, за что работы Оутс снискали уважение у многих писателей-мужчин того времени. Не стало исключением и авторское произведение «Блондинка», за которое писательница была номинирована на Пулитцеровскую премию. «Блондинка» - частично биографический роман о жизни знаменитой Мэрлин Монро. «Это радикально дистиллированная «жизнь» в форме прозы, и, несмотря на внушительный объем романа, принцип соответствия реальности держится здесь на синекдохе. Так, к примеру, вместо многочисленных домов, где некогда жила и воспитывалась ребенком Норма Джин, в «Блондинке» описан лишь один, вымышленный. Вместо многочисленных любовников, проблем со здоровьем, абортов, попыток самоубийства, ролей в кино в «Блондинке» упоминаются лишь некоторые, избранные, часто символические», - рассказала автор.
Это уже третья номинация на «нобелевку» венгерского прозаика и драматурга Петера Надаша, лауреата многочисленных европейских литературных премий, в том числе «Франца Кафки», «Милана Фюшта», «Шандора Мараи» и др. Надаш так же вошел в топовый список букмекерской конторы «Ladbrokes», состоящий из пяти писателей, имеющих практически равные шансы на успех «нобеля». Надаша номинировали как за литературные достижения, так и за его тонкое умение «уловить иррациональную природу отношений личности и истории, беззащитного человека и власти в тоталитарном обществе».Именно о таких перипетиях человеческих поисков и судеб рассказано в небольшом произведении «Конец семейного романа», события которого происходят в конце 1940-ых годов. Главный герой, подросток Петр Шимон, живет в загородном доме дедушки и бабушки и часто наблюдает за «интеллектуальным поединком» отца и дедушки. Отец – человек рациональный и мыслит категориями потребностей, тогда как дедушка, скромный и набожный, исходит из представлений о судьбе, благе и нравственности. Для Шимона это была самая большая радость – слушать, как старшие говорят о чем-то умном и пытаться все это осознать. Увы, в результате очередных чисток всех его родных убивают, а подросток оказывается в интернате с садистками устоями и порядками. Исследователи творчества Надаша отмечают, что именно этим произведением автор подбивает итог самому жанру «семейного романа».