18.10.2009, 15:19

Водный туризм для чайников

Пособие по выживанию для начинающих романтиков холодной и мокрой воды

1. Первопричины, или "Как докатиться до мокрой воды?"

К странному способу отдыхать, рискуя собственным здоровьем, а в особо тяжелых случаях и жизнью, именуемому самодеятельным водным туризмом, каждый приходит по-своему. В некоторых случаях во всем виноват избыток романтики, ностальгические, а следовательно, приукрашенные воспоминания родителей или знакомых. В других случаях причиной становится недостаток адреналина в сочетании с ленью. Но, как большинство серьезных увлечений, водный туризм - это трудноизлечимая болезнь. Этакая "костлявая рука остеохондроза", как было написано в одной из бестолковых статей на ставшую модной тему путешествий. (Один начинающий журналист долго не мог понять, почему для статьи о рюкзаках не подходит такой яркий образ - "И костлявая рука осеохондроза СКАЖЕТ: "А помнишь, амиго?!") Итак, примем за факт, что это случилось. Вы заболели водным туризмом. Возможно, это произошло сразу, как только вы согласились на предложение ваших друзей принять участие в водном походе. Возможно, после мучительных раздумий на вечную тему: "Что делать?", другой животрепещущий вопрос - "Кто виноват?" вы зададите себе позже. Бывают, правда, еще серьезные молодые люди, которые сознательно занимаются водным туризмом. Иногда я им завидую. Уже в самом начале своей "водяной" биографии они вполне отчетливо представляют себе, что такое "подтяг", "дуговой гребок", как и куда нужно "сбросить" корму. Это теперь я свободно общаюсь в среде бывалых водников, а в начале… Впрочем, речь не обо мне.

2. "В начале было"… Ну, скажем, плавсредство

Плавсредство, или, не побоюсь этого слова, судно - такая штука, без которой водный поход не состоится. То есть, это будет не водный поход. Если вы один (одна), вам проще. Вы можете, при некоторой настойчивости, попасть в экипаж и какое-то время не ломать себе голову над проблемой приобретения вышеупомянутого средства сплава. Ежели вас двое или больше - пора приобретать собственное судно. Что именно приобретать - зависит от вашего опыта, амбиций и состояния кошелька. А может быть, и правильного местоположения рук относительно прочего тела. Ведь ничто не мешает прикупить набор "сделай сам" и, всесторонне изучив вопрос, попытаться создать собственную конструкцию. Чтобы не углубляться в теорию и практику малого судостроения, примем за факт, что пресловутое плавсредство приобретается. За простые российские или зеленые американские рубли. Итак, что же это может быть? В настоящий момент купить можно все, было бы желание. Безусловно, в целом по стране самым популярным средством сплава является байдарка. Во всем многообразии конструкций и видов. Собственно, в этом нет ничего удивительного. Двух- (а иногда и трех-) местная байдарка - достаточно универсальное судно, позволяющее ходить как по ровной воде, так и по достаточно сложным порожистым рекам. На воде можно встретить и "дедушек" малого судостроения, таких, как "Салют", "Луч" или "Нептун", и привычных глазу "Тайменей", и не очень удачного "Катрана", и свеженьких "Свирей", "Вьюнов" и "Маринок". Гордо рассекают воды озер старенькие аристократы "RZ", лихо лавируют между камнями "жуковки" и "семеновки". Извиваясь на валах, штурмуют пороги надувные "Щуки" и "Ласточки". Да всего не перечесть! Байдарка - "достаточное" судно. Можно отдыхать семьей, можно собираться в большие компании, можно присоединиться к другим плавсредствам, оставаясь вполне самостоятельной плавающей единицей.

3. Краткая история катамаразма

Следующим по популярности судном в среде водников пока еще является катамаран. При всем разнообразии конструкций, катамаран отличает наличие двух баллонов и рамы, их соединяющей. Простейший катамаран - две заглушенные надувные трубы и мягкие крепления под раму из жердей - был доступен в изготовлении практически каждому, поэтому данная конструкция в различных модификациях была весьма распространена у начинающих водников. До сих пор встречаются "одноразовые" катамараны из полиэтиленового рукава в оболочке из тонкого капрона. В принципе, для простых речек с длительной пешей заброской - вполне логичный вариант. Да и обратно тащить не надо… Естественно, для походов более сложных разрабатывались более "продвинутые" модели катамаранов, требовавшие доступа к определенной производственной базе. В настоящее время в ходу две базовые конструкции баллонов - "сигара" и "верблюд". Последний отличается носовым и кормовым наплывами, "горбами". Ранние конструкции катамаранов были рассчитаны на деревянную раму из жердей, вырубаемых на месте сборки судов и выбрасываемых по окончании маршрута. Жерди пришнуровывались к баллонам, по две на каждый баллон, и соединялись поперечинами и укосинами. Связующими звеньями этой конструкции были резиновые или веревочные скрутки. С появлением промышленного производства сплавных судов жерди заменили на дюралевые трубы, а узлы крепления каждый производитель изобретал свои - сквозные шпильки с барашком, "стремена", и наконец - пластиковые кницы, представляющие собой две перпендикулярные дырки, залитые специальным пластиком. Некоторые, например известный производитель "К", не смогли вовремя остановить полет конструкторской мысли и изобрели надувные поперечины… Но не будем о грустном. Изменялся не только внешний вид катамарана, но и способы гребли. Канула в лету (почти) "верховая" посадка на баллоне. При таком способе размещения гребцы сидели на баллонах верхом. Попробуйте грести, сидя верхом на лошади :-). Впрочем, сидя на огромных баллонах трехтонного катамарана и держа в руках весло (именно тогда появилось слэнговое словечко "лопата"), сделанное на родном заводе, с любовью, из стальной трубы, с полуторамиллиметровой толщины лопастью формата А2, грести было, в принципе, невозможно. Но пытались, вываливаясь за… хотел сказать "за борт", но, скорее, за баллон, и оставаясь висеть на несгибаемом весле посреди потока. На более спокойных реках можно было встретить монументальное плавсредство с жесткой палубой, к которой был намертво привинчен столик и 4 удобных кресла. Но, как ни крути, наиболее результативной как при прямой гребле, так и при маневре является коленная посадка. При такой посадке гребец сидит на коленях, зафиксировав бедра в ременных упорах, а "пятую точку" примостив на табуретку, надувной "наплыв" или, на худой конец (прошу понять меня правильно!), на упаковку с вещами. Бедренные ремни помогают гребцу не нырнуть в воду, а с другой стороны, при желании из них можно бодро выпрыгнуть. Особенно, если вы неожиданно оказались кверху ногами, причем под водой. Что еще можно сказать о катамаранах? Бывают они 2-х, 4-х, а некоторые, страшно сказать, и 6-и местными. Такое, довольно большое, судно для небольшой группы соумышленников и согондольников. Ежели вас действительно так много - сие плавсредство надо брать! Да и шмоток на кат (сокращение, принятое у водников) влезает много. А уж конструкцию выбирайте по своему усмотрению. Но лучше - не слишком убогую!

4. "А каяк лучше, чем катамаран! Чем лучше? Чем катамаран…"

(Сольфеджио от Валентина)

Наиболее агрессивно развивающимся видом туристских судов стал каяк. Исток его популярности кроется не столько в удачной конструкции этой сравнительно небольшой лодки, сколько в головах отдельных представителей водного племени. Так что же, каяк - это бяка? Отнюдь. Просто у некоторых он является катализатором врожденного индивидуализма и нежелания нести ответственность ни за кого, кроме себя, любимого. А так - великолепное судно для тренировок, отработки техники гребли, соревнований, походов любой категории сложности, игры в канополо, "Русского экстрима", колбасинга в "бочках" и проч. Хорошо иметь каяк для себя и какую-нибудь другую посудину для компании. Что же выбрать? Каяки бывают каркасными (каркасно-надувными), пластиковыми, пластиковыми разборными и полиэтиленовыми. Если вы не ленивы и предпочитаете не щекотать себе нервы дискуссиями с представителями транспортных услуг, - не думайте, берите "каркасник" (КНК). Компактно уложенный в упаковку, он вряд ли вызовет недовольство со стороны вредного проводника. Напротив, если вы ленивы, не желаете обременять себя частым ремонтом, у вас есть группа товарищей на катамаране, согласная вас сопровождать, а ваш бюджет позволяет потратить полтыщи (и более) зеленых на не очень новый, но продвинутый полиэтиленовый каяк, - приобретайте. Если у вас есть небольшой сарайчик на берегу бурной речки, и в ваших планах первым пунктом стоит: "Стать чемпионом по гребному слалому!", то лучше быстрого пластика (или кевлара) лодки не придумать. Каркасник состоит из дюралевого набора ("костей"), обтянутого оболочкой ("шкурой). Как правило - из ткани на основе ПВХ. Лучше, когда имеются бортовые поддувы. Первая сборка может занять у вас от 4 до 6 часов чистого времени даже при наличии инструкции. Заранее готовьте ремнабор, ибо "шкура" имеет обыкновение покрываться сквозными отверстиями разной конфигурации, кницы - беспардонно ломаться, впрочем, как и другие детали из дюраля ДТ16. Зато его не проблема сложить вчетверо и куда-нибудь засунуть (данную фразу следует понимать дословно и не искать в ёй некий фривольный смысл). Полиэтиленовый каяк, будь это экспедиционник или игровой "тазик", сложить очень проблематично. Та же проблема и у пластиковых каяков. И если "тазик" при должной сноровке можно протащить под мышкой мимо злого стюарда, то с более длинномерными конструкциями возникают проблемы. Как физического, так и финансового характера. Конечно, у пластика можно оперативно отпилить нос и корму, а на месте сборки все это склеить посредством эпоксидки, но у ж больно радикальный это метод. Для пластиковых каяков компромисс был найден. Их пилят на три (или более) части прямо на производстве, а на период сплава стыкуют получившиеся детали с помощью винтиков, уплотняют швы - и вперед! Внешне такое судно в "разборе" напоминает туес для грибов. Но для не слишком сложных речек вполне сойдет… Не премину упомянуть здесь и надувные каяки. Очень полезная и удобная штучка при коротких, но многочисленных "пешках" от одной не слишком сложной речки до другой. К тому же, каменистость русла не отражается фатальным образом на такой посудине. То есть выбор огромен, я остановился только на типах каяков, используемых водным людом в походах. А есть еще канополо, родео-бурноводинг, катание на волнах прибоя и пр.

Продолжение на

]]>http://www.activeclub.com.ua/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=217]]>

теги: