В Украине внедряется одна из самых эффективных мировых практик привлечения частных инвестиций
Частные инвесторы получат возможность работать в украинских портах на условиях концессии - одной из самых распространенных и наиболее эффективных форм сотрудничества государства и бизнеса в мировой морской практике. Это стало возможным благодаря внесению соответствующих изменений в Перечень объектов права государственной собственности, которые могут предоставляться в концессию. Соответствующее решение принято Правительством Украины (постановление Кабинета Министров Украины от 15 октября 1012 года №1055 «Некоторые вопросы предоставления в концессию объектов государственной собственности»).
Следовательно, в соответствии с принятыми изменениями, имущество предприятий, которые являются целостными имущественными комплексами (далее - ЦИК) или системой ЦИК, обеспечивающих комплексное предоставление услуг в сфере функционирования инфраструктуры морского транспорта - т.е. всех 18 морских портов, может быть объектом концессии. Таким образом в каждом порту Украины могут быть реализованы по несколько концессионных проектов.
При этом, в соответствии с недавно принятым Законом «О морских портах Украины», портовая акватория, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, другие стратегические объекты портовой инфраструктуры не будут подлежать передаче в концессию.<
Решение о предоставлении концессии будет приниматься Министерством инфраструктуры Украины исключительно по результатам проведения концессионного конкурса. При этом, согласно постановлению Кабинета Министров, Министерство инфраструктуры Украины, Министерство экономики и Министерство финансов обязаны предусмотреть при разработке условий концессионных конкурсов относительно имущества государственных портов и соответствующих концессионных договоров ряд обязательств со стороны концессионера. В частности - относительно выполнения обязательств, указанных в постановлении государственных предприятий (в том числе - по полученным кредитам), непосредственно связанных с активами, которые передаются в концессию, и порядок передачи концессионеру таких обязательств.
Условия концессионных конкурсов на объекты инфраструктуры портов, согласно постановлению, будет разрабатывать Министерство инфраструктуры Украины, согласовывая их с Министерством экономики, Министерством финансов и Министерством юстиции.
Напомним, по оценкам экспертов и ведущих специалистов государственно-частное партнерство является наиболее перспективной моделью развития портовой отрасли в Украине. Большинство мировых морских государств уже давно работают с инвесторами именно таким образом - Россия, Грузия, Латвия, Бельгия, Голландия, Бразилия, Соединенные Штаты, Южная Корея и др.
Преимущества концессии как механизма инвестирования в портовую отрасль и обусловили выбор и внедрение именно этой модели развития отрасли ведущими морскими странами: прозрачность привлечения средств, эффективность управления, правовая защита инвестиций, целевое развитие объектов портовой инфраструктуры, а также гарантии выполнения обязательств всеми участниками концессионных договоров. Следовательно, концессионер получает гарантии и возможность прогнозируемой долгосрочной работы в порту, при этом в полной мере защищены и государственные интересы: при такой форме государственно-частного партнерства портовая инфраструктура в виде частных инвестиций получает необходимый объем финансирования на свое развитие, а государство сохраняет за собой право собственности на объекты концессии.
От внедрения концессионной модели привлечения инвестиционных средств в портовую отрасль Правительством ожидается получение таких объемов поступлений в государственный бюджет, которые выше существующего уровня ежегодных дивидендов, на сегодняшний день получаемых государством от хозяйственной деятельности портов (например, в 2011 году бюджет получил около 460 млн. грн. дивидендов)
Необходимость активного привлечения частных инвестиций в отрасль, в качестве главного источника восстановления портовой инфраструктуры, обусловлена прежде всего критическим уровнем ее износа (амортизации) 60-90%. По данным специалистов Мининфраструктуры, портовая отрасль Украины нуждается в привлечении около 25 млрд. грн. инвестиций.
Концессия как форма государственно-частного партнерства должен восстановить и увеличить: мощности украинских портов, привлечь дополнительные грузопотоки в порты и усилить их конкурентоспособность в регионе.