01.10.2009, 15:38

Защита прав

Ольга Станішевська | Все новости автора

Качество и безопасность товаров по-прежнему остается одной из главных проблем потребительского рынка. Наряду с высокими темпами роста материально-технической базы и изобилием товаров, факты реализации продукции ненадлежащего качества, которые являются небезопасными для жизни и здоровья граждан, продолжают иметь свое место.

Цифры
Так, за 6 месяцев 2009 г. в отдел по защите прав потребителей г. Северодонецка с жалобами обратились 464 человека, в том числе: письменно в городской совет – 76, в отдел по защите прав потребителей – 17. Все обращения были рассмотрены и приняты соответствующие меры. К примеру, за некачественный товар гражданам было возвращено 16 тыс. 465 грн. Об этом нам рассказал Сергей Мищенко, начальник отдела по защите прав потребителей г. Северодонецка.
«По результатам проверок на рынках города сотрудниками отдела по выявленным нарушениям правил торговли составлено 33 протокола по ст. 159 КУоАП о привлечении к административной ответственности и наложено штрафных санкций на сумму 1462 грн., – рассказывает Сергей Анатольевич. – Снято с реализации некачественного товара на 544 грн. Сотрудниками отдела проведено 55 проверок выполнения субъектами предпринимательской деятельности Закона Украины «О защите прав потребителей». Также мы участвовали в 38 комплексных проверках совместно с сотрудниками отдела торговли, прокуратуры, СЭС, ветеринарной службы. По выявленным нарушениям составлено 16 протоколов по ст. 155 КУоАП о привлечении к административной ответственности. Снято с реализации товара несоответствующего качества на сумму 213 тыс.284 грн. Также постоянно проводятся консультации, разъяснения Закона «О защите прав потребителей».

Рассмотрение  заявления
К нам в редакцию пришло письмо от жителя Северодонецка, который утверждал, что один из супермаркетов города не только реализует некачественный товар, но и обманывает покупателей. По данному вопросу он неоднократно обращался в несколько организаций города и области. В этой ситуации нам помог разобраться Виталий Верещагин, заместитель начальника отдела по защите прав потребителей.
«От гражданина К. поступило к нам несколько заявлений с жалобами на недовесы колбасных изделий, неправильное хранение продовольственных товаров, а также о неправдивой рекламе в одном из супермаркетов города. На данном объекте нами было выявлено одно нарушение и составлен протокол, в дальнейшем, при рассмотрении остальных заявлений в ходе комплексных проверок, в которых участвовали сотрудники милиции, прокуратуры, СЭС и других структур, в супермаркете больше нарушений не обнаружено. Качество продовольственных товаров подтверждалось соответствующей документацией, условия их хранения соблюдаются по всем нормам. Гражданин К. также обращался в областное управление здравоохранения, сотрудники которого тоже проводили комплексные проверки, итог еще раз подтвердил, что супермаркет придерживается всех законодательных норм».
Исходя из статистики данного отдела, практически 16% жалоб от населения поступает в адрес продовольственных товаров, которые реализовывались как на рынках города, так и в магазинах. Такое же количество претензий высказывалось и в сторону бытовой техники. Около 12% заявлений относились к изделиям, которые изготавливались под заказ, 10% - мобильные телефоны. Другие жалобы касались обуви, одежды, мототехники, ЖКХ, транспорта, бытовых услуг. Также недовольство звучало в адрес юридических услуг, сервисных центров, страховых компаний, банков, медицинских препаратов, выплате заработной платы.

Грамотный  потребитель
«Хотелось бы обратить внимание граждан на то, что каждому из нас необходимо знать свои права, – объясняет Сергей Анатольевич. – Ведь грамотный потребитель – это бич для недобросовестного продавца и предпринимателя, которые, пользуясь незнанием покупателей в законодательстве по защите прав потребителей, диктуют прописанные законы по своему усмотрению, порой упуская невыгодные для них пункты. К примеру, очень мало кто пользуется правом, которое предусмотрено ст. 10 Закона Украины «О защите прав потребителей»: «В случае если исполнитель не может выполнять (просрочивает выполнение) работу (предоставление) в соответствии с договором, за каждый день (каждый час, если продолжительность выполнения определена в часах) просрочки потребителю уплачивается пеня в размере трех процентов стоимости работы (услуги), если иное не предусмотрено законодательством. В случае если стоимость работы (услуги) не определена, исполнитель платит потребителю неустойку в размере трех процентов общей стоимости заказа». Второй наиболее распространенной ошибкой потребителя является неосведомленность в области гарантийного товара.
В случае если приобретенный гарантийный товар вышел из строя, потребитель в соответствии со ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» вправе обратиться по своему выбору к продавцу, у которого была приобретена продукция, производителю или предприятию (исполнителю), удовлетворяющему эти требования по месту нахождения покупателя. Он имеет право требовать устранения недостатков бесплатно, то есть выполнения гарантийного ремонта. В этой же статье прописано, что недостатки товара должны быть устранены в течение 14 дней с даты предъявления требования потребителем. Указанный срок может быть увеличен лишь при согласии сторон. То есть если в квитанции о приеме товара в ремонт указан срок 28 дней, потребитель вправе не подписывать ее и требовать устранения недостатков за период, который не превышает 14 дней. Если после истечения обговоренного (прописанного) срока товар не был возвращен потребителю, то ему выплачивается неустойка в размере 1% стоимости товара.
На время ремонта продукции потребитель имеет право в письменной форме потребовать предоставления (с доставкой за счет исполнителя, если товар крупногабаритный или его вес превышает 5 кг) аналогичного товара надлежащего качества, обладающего теми же основными потребительскими свойствами, что и приобретенная им продукция. Также, приняв товар на гарантийный ремонт, исполнитель обязан выдать потребителю квитанцию № 7 – гарант. И самое главное, при покупке продукции (как продовольственной, так и бытовой) не забывайте требовать у продавца чек, он обязан вам его выдать».

Анна  Загоруйко,

соб. Корр.

В тему
Перечень товаров, из которых создается обменный фонд:
– телевизоры, микроволновые печи,
– магнитолы, кухонные машины,
– магнитофоны, вязальные машины,
– радиоприемники, пылесосы,
– холодильники, электроутюги,
– морозильники, электромиксеры,
– стиральные машины, электросоковыжималки,
– аппараты телефонные, в том числе мобильной связи, персональные компьютеры и комплектующие части к ним,
–аппаратура для видеозаписи и воспроизведения изображения и звука, электрочайники,
– электрофены, электрокофеварки.

Утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины

Рубрика - Правозащитник: