06.11.2012, 19:28

«Мой плот вовсе не так уж плох…»

Известному лисичанскому вокалисту Николаю Целищеву исполнилось 60 лет. «Коля, спой что-нибудь...» – эта фраза звучала в его жизни несчетное количество раз. И он пел. Работал и пел. Отдав родному Лисичанскому НПЗ без малого 35 лет, Николай Целищев по-прежнему остается для заводчан одним из родоначальников художественной самодеятельности на предприятии и «золотым голосом» завода.

Этот ноябрь для Целищева – юбилейный. Через несколько дней ему исполнится 60, из которых больше половины отдано Лисичанскому нефтеперерабатывающему заводу.
…В 1977-м Николай устроился механиком железнодорожного цеха на станцию Черногоровка. Потом трудился оператором цеха по первичной переработке нефти на участке ТНП, машинистом на АВТ-1.
В 1984-м неожиданно для всех Николай решил сменить сухопутную жизнь на морскую палубу. Взял да и уехал на Дальний Восток и надолго ушел в море, о котором грезил в детстве и к которому мысленно возвращается до сих пор. Однако неспроста говорится: большое видится на расстоянии. Долгая разлука с семьей стала веской причиной, чтобы вернуться и больше никогда не расставаться надолго с женой Валей и детьми Эллой и Денисом.
Через несколько лет Николай вернулся на завод. Но другим – более сдержанным, с твердым жизненным убеждением, что нет ничего важнее счастья самых дорогих людей…
Сегодня Целищев трудится слесарем в заводской поликлинике и о предстоящем юбилее говорит неохотно:
– Я вообще не отмечаю свои юбилеи. Наверное, для кого-то это итоги, анализ прожитого. Для меня 60 лет – всего лишь зрелый возраст, оторванные листы календаря. Хотя я чувствую себя моложе! По крайней мере, душою. И не хочу задумываться об уходящих годах. Сколько осталось – все мои…
Готовясь к рассказу о Николае, я нашел в подшивке «Нефтехимика» тридцатилетней давности немало заметок, повествующих о Целищеве. В основном – как о работнике, «которому удается работать высокопроизводительно и надежно. При этом он успевает успешно выступать и на сцене как солист, исполнитель популярных эстрадных песен, и как спортсмен, в различных спортивных соревнованиях…».
С особенной теплотой вспоминая то время, Николай отмечает тогдашнюю небывалую атмосферу трудовой сплоченности и дружбы в заводском коллективе. Это находило свое отражение и в развитии художественной самодеятельности предприятия.
– Действительно, нам песня тогда строить и жить помогала, – говорит Целищев. – Вначале выступали под гармонь. Был такой хороший гармонист, кажется, из Северска… Открывали сезоны на заводской турбазе, пели на праздничных «огоньках». Потом, когда по всей стране начался бум ВИА, мы создали такой ансамбль и у себя на заводе. С Володей Хорольским и Сашей Гончаренко организовали музыкальный коллектив. Сколько было конкурсов – заводских, городских, областных!.. Я тогда много выступал и как вокалист. Помню в Рубежном, на конкурсе ко Дню химика, я с песней Антонова «Море» стал лауреатом. До сих пор не могу забыть то пронзительное чувство, когда ты стоишь на сцене, а тебе горячо аплодируют и не хотят отпускать…
От природы Целищеву достался бархатный баритон, который ему профессионально «поставили» в Лисичанской хоровой народной капелле. Во время учебы в горном техникуме, где Николай пел и играл на электрогитаре в студенческом ансамбле, на него обратил внимание руководитель прославленной капеллы Евгений Мануйлов. Он вовлек одаренного вокалиста в профессиональный мир хорового пения, и голос Целищева зазвучал еще сочнее и звонче. Вскоре молодого певца пригласил в свой коллектив - «Оксамит» известный лисичанский музыкант Сергей Фесенко. При всем этом, как ни странно, Николай никогда не помышлял о карьере певца. Заводская сцена и дружеское музыкальное окружение были для него главным средством самовыражения и вдохновения. Благодарные же заводчане в начале 90-х окрестили Целищева «золотым голосом Лисичанского НПЗ».
– Меня так называли? Да это шутка, – отмахивается Николай. – Конечно, популярность была, но это коллективная заслуга всех, кто развивал на заводе художественную самодеятельность. Тогда на заводе работало столько творчески одаренных людей… А какие у нас смотры-конкурсы были! Порой даже легкие болели, и пальцы после гитарных струн не слушались. Вообще же, где бы я ни выступал, комфортнее всего мне было на нашей заводской сцене.
Теперь Николая чаще можно услышать на подмостках ДК им. Ленина, где продолжается его сотрудничество с хоровой капеллой. А когда соберется застолье друзей, кто-то обязательно попросит взять гитару. И тогда он исполнит свою любимую – «Плот» из репертуара Юрия Лозы. Особенно близка эта песня о маленьком плоте, «свитом из песен и слов», стала для Николая после того, как ушла из жизни его любимая и бессменная спутница жизни – жена Валентина. Справиться с потерей помогло желание «всем…бедам назло» плыть на своем «маленьком плоту». Плыть, пока счастливы дети и взрослеют внуки. Пока просят друзья: «Коля, спой что-нибудь…». И он поет.
Валерий КИХТЕНКО<

нет
Статьи: 
Теги новостей: