30.05.2011, 21:44

История маунтинбайка

Казалось бы, горный велосипед - относительно новый тип велосипедов, который насчитывает от роду около трех десятилетий. Но вокруг его появления уже ходят легенды.

 <

Многие компании-производители маунтинбайков в рекламных проспектах приписывают себе первенство создания этой техники. Для прояснения вопроса где, когда и как появился маунтинбайк, пришлось провести небольшое исследование независимой литературы.


В начале 1970-х годов в Америке наблюдался мощный всплеск инте­реса к велосипедам вообще и велоспорту в частности. Одним из центров вновь возрожденного увлечения стало калифорнийское побережье Тихого океана, где концентрация велоспортсменов-профессионалов и велоси­педистов-любителей была огромна. В то время проводилось множество соревнований самого различного ранга, но нужно сразу заметить, что это были шоссейные гонки на шоссейных же велосипедах. Кроме того, иногда проводились и альтернативные соревнования, уже внедорожные, но на велосипедах с гладкими покрышками, что-то наподобие европейского велокросса. В этих соревнованиях часто участвовали те же самые вело­сипедисты, что и в шоссейных гонках.

Еще одним «калифорнийским» видом развлечений в те годы было катание в горах, причем не только на велосипедах, но и на мотоциклах. Кто-то выбирался туда ради порции адреналина, кто-то затем, чтобы вырваться из густо заселенных городов равнин Калифорнии. Однажды местные власти по инициативе экологов запретили езду вне дорог на мото­ризованных транспортных средствах, и в горах остались лишь велосипе­дисты. Причем большинство из них в основном практиковало спуск с гор. Появлялись целые группы любителей этого экстремального развлечения, и со временем среди поклонников езды по горным дорожкам и тропинкам начали устраиваться небольшие соревнования, правда, проводимые без каких-либо четких правил. Одним из наиболее популярных мест такого отдыха стали склоны горы Тамальпас в округе Марин.

Так как количество велосипедистов в Калифорнии было огромным, происходило взаимное смешение любителей шоссейных гонок и горных внедорожных поездок. Некоторые спортсмены, сменив яркую велоформу на джинсы и рубашку, также устремлялись в горы. Конечно, ездить по разбитым тропинкам на «шоссейниках» было невозможно, поэтому люди катались на самой разнообразной технике. Постепенно начал выявляться класс велосипедов, который был наиболее приспособлен для быстрой езды вниз по горным тропам. Многие обзавелись так называемыми «балунерами», получившими свое имя за счет широких, в 2,125 дюйма, шин на колесах диаметром 26 дюймов, в противовес узким шоссейным. Нужно отметить, что в то время размер покрышек 26 дюймов в Америке встречался не часто.

Наиболее характерный представитель подобных велосипедов, отно­сительно широко представленный в Америке 70-х, - велосипед Schwinn Excelsior, выпускавшийся в 30-х и 40-х годах. Отличительными особеннос­тями этого велосипеда были грубая прочная рама и широкие покрышки. Все остальное было вполне стандартно: одна передача, втулочные тор­моза, а также изрядный вес, превышающий 20 кг. Ранее эти велосипеды использовались в почтовых и коммунальных службах и ценились за свою прочность и неприхотливость. К 70-м годам они доживали свой век в частных гаражах и на свалках.

Джо Бриз (Joe Breeze), один из "пионеров" маунтинбайка, описывает ситуацию тех лет. Он и его друзья Отис Гай (Otis Guy) и Марк Вендетти (Marc Vendetti) нередко катались в горах, хотя были шоссейными спорт­сменами. Поэтому они не только спускались вниз, но и преодолевали существенные подъемы на своих «балунерах». Катаясь на склонах горы Тамальпас, они заезжали все выше, проделывая часть пути на велоси­педах, используя единственную передачу 52x20. Со временем они стали добираться в седле до вершины Тамальпаса высотой 2600 футов, что для менее подготовленных людей не представлялось возможным, а затем мчались вниз. На крутых продолжительных спусках тормоза втулочного типа имели свойство нагреваться так, что смазка в подшипниках выго­рала, поэтому втулки приходилось очень часто перебирать, набивать подшипники новой смазкой, или попросту менять. Schwinn Excelsior далеко не идеально соответствовал условиям поездок, но ничего лучшего в тот момент не было.

В 1974 году на очередную гонку по велокроссу в Марине, в которой участвовали Бриз, Гай, а также Гари Фишер (Gary Fisher) и Чарли Келли (Charlie Kelly) - будущие производители велосипедов, приехали трое неизвестных велосипедистов из Купертино, что в Саратоге. Их старые «балунеры» были оборудованы переключателями передач, барабанными тормозами и мотоциклетными тормозными ручками. Группа Раса Махона (Russ Mahon), чье имя стало известно лишь 20 лет спустя, была первой, установившей переключатели передач на «балунеры» в 1973 году.

Направление действий стало ясным, и участники маринской группы постепенно начали обвешивать свои старые «балунеры» переключателя­ми передач: сначала задними, а затем и передними, позволявшими гораз­до легче заезжать в крутые продолжительные подъемы. Со временем на велосипедах появились барабанные тормоза и даже ряд мотоциклетных компонентов. После подобных доработок вес Excelsior достигал 29 кг. По мере исчерпания запасов старых комплектующих в округе, велосипеды стали укомплектовываться уже новыми компонентами, часто от шоссей­ных велосипедов, и «балунеры» начали сбрасывать килограммы. Но в их основе лежали все те же тяжелые рамы от Schwinn Excelsior, которые при возросших экстремальных нагрузках стали часто ломаться. Назрела необходимость в новых, более прочных и легких рамах.

Джо Бриз в то время занимался штучным изготовлением рам для шоссейных велосипедов. В 1977 году, взяв за основу конструкцию рамы от Schwinn Excelsior, он сконструировал новую, относительно легкую хромомолибденовую раму, и собрал на ней велосипед. Примерно в то же самое время и Крейг Митчелл (Craig Mitchell) сделал подобную раму для Чарли Келли.

В 1979 году Том Ричи, к тому времени уже успешный производитель рам для шоссейных велосипедов и тандемов, используя чертежи Бриза, сделал несколько подобных рам для себя и на продажу, но не смог найти на них покупателей. Фишер и Келли взялись помочь продать велосипеды Тома, и решили по этому случаю зарегистрировать для своего предприятия торговую марку «Mountainbike».

К концу 70-х в различных велосипедных изданиях уже стала появ­ляться информация о «балунерах», на которые устанавливали переклю­чатели передач и прочее нестандартное оборудование для езды по горам. Из писем читателей выяснилось, что далеко не одни жители Марина внедряли подобные изменения в свои велосипеды. «Балунеры» стали вызывать активный интерес читателей, и журнал «Bicycling Magazine» объявил конкурс на название нового типа велосипедов, исключая назва­ние «Mountainbike », которое считалось торговой маркой Фишера и Келли. В конкурсе победило название « АТВ» (All Terrain Bike). Но из-за ошибок при оформлении документов торговая марка «Mountainbike» так и не была окончательно зарегистрирована, а название «АТВ» не прижилось, и вскоре его вытеснило ставшее быстро распространяться «Mountain bike», или просто «МТВ».

В конце десятилетия несколько компаний, занимавшихся произ­водством велосипедных компонентов, начали отдельные поставки своей продукции «на 26-дюймовые велосипеды». В частности, появились легкие и прочные алюминиевые обода для редких ранее колес диаметром в 26 дюймов.

В 1981 году Майк Синйард (Mike Sinyard), основатель компании Specialized, занимавшийся в то время импортом велосипедных компонен­тов и велопокрышек, приобрел для себя пару машин у Фишера и Келли. В то время он уже вынашивал планы по производству велосипедов. Через какое-то время Майк, по совету инженера Тима Нинана (Tim Neenan), отправил купленные велосипеды на свою фабрику в Японию. В 1982 году после доработки конструкции на свет появился Specialized Stumpjumper. Цена байка в $750 оказалась для покупателей гораздо привлекательнее, чем $1400 за велосипеды Ritchey/Mountainbike, продававшиеся Фише­ром и Келли. Заметим, что доллар в те далекие годы стоил существенно дороже, чем ныне. В течение года велосипедов Specialized Stumpjumper было продано больше тысячи. Фактически именно это были первые се­рийные горные велосипеды.

Многие компании, занимавшиеся производством велосипедов, про­явили к новинке серьезный интерес. Компании Shimano, Suntour и еще несколько менее известных фирм быстро наладили выпуск специальных компонентов для горных велосипедов. И снежный ком под названием «МТВ» покатился по США, а затем и по всему миру. К 1986 году объем про­даж горных велосипедов в США превысил объем продаж шоссейных.


 

Дальнейшее развитие горных велосипедов заключалось в доработке существовавшего оборудования, а также в осуществлении конструктивных решений, ранее применявшихся, в основном, для мотоциклов и изредка на других типах велосипедов. Постепенно появились амортизационные вилки, ставшие ныне стандартной деталью горных велосипедов. Двухподвесный велосипед сейчас уже не кажется чем-то экзотическим. Ныне никого не удивить и дисковыми тормозами с гидравлическим приводом.

Бурно развиваясь, горный велосипед ворвался в официальный спорт, и в 1990 году он был признан даже такой консервативной организацией, как Международный союз велосипедистов (UCI). В том же году в Дуранго был проведен первый чемпионат мира по МТБ. С 1996 года соревнования по кросс-кантри (кросс по пересеченной местности) на горном велосипеде включаются в программу Олимпийских Игр, а в чемпионатах мира по маунтинбайку присутствуют две дисциплины: кросс-кантри и даунхилл (скоростной спуск).

Спортивная история горного велосипеда в России начинается в 1993 году с создания Открытой Комиссии Союза велосипедистов. В этом же году был проведен и первый чемпионат России по маунтинбайку. Среди велосипедис­тов-любителей нашей страны горный велосипед начал появляться где-то в середине 90-х, но массовые продажи начались лишь в конце века.

В заключение хочется отметить, что у горного велосипеда не было одного изобретателя, а его появление не было мгновенным. Идея прочного внедорожного велосипеда была не нова, ведь люди ездили на велосипедах по бездорожью и сотню лет назад. А такие решения, как многоскоростной привод, индексное переключение передач, прочная рама, широкие колеса, амортизационная подвеска по отдельности встречались на велосипедах еще в конце XIX - начале XX веков. Потребовалась достаточная кон­центрация в одном месте людей, имеющих схожие представления о том, каким должен быть внедорожный велосипед, чтобы на свет появилась машина, которая сочетала в себе все эти характеристики. МТВ с момента своего появления продолжал и все еще продолжает эволюционировать, постепенно превратившись в привычный нам сегодня горный велосипед. На свет появляются все новые модификации различного назначения.