28.08.2023, 16:22

Брак и дефекты фарфоровых изделий

Ольга Станішевська | Все новости автора

Издавна посуда из фарфора отличалась изяществом и отличными эксплуатационными характеристиками, и на сегодняшний день ничего не изменилось. Несмотря на внешнюю хрупкость, она прочная, не боится высокой температуры, долго сохраняет тепло и не подвержена старению. 

Процесс производства фарфоровых изделий довольно сложен, а роспись зачастую выполняется вручную, что сказывается на себестоимости посуды. На любом фарфоровом предприятии продукция должна проходить контроль качества. При этом проверяются: 

    • водопоглощение черепка; 
    • термостойкость; 
    • содержание свинца и кадмия, которое не должно превышать определенных показателей в зависимости от типа посуды;
    • устойчивость изделия на плоской поверхности; 
    • прочность крепления каждой детали; 
    • устройство сливного отверстия (если оно предусмотрено);
    • посадку крышки;
    • белизна и просвечиваемость черепка; 
  • качество глазури и рисунка. 

Свойства различных фарфоровых изделий могут разниться в зависимости от используемого сырья и применяемых технологий производства. Вместе с тем в нормативных документах четко прописаны стандарты, в соответствии с которыми должна производиться фарфоровая посуда, и ее возможные дефекты. По количеству, виду и месту обнаружения дефектов фарфор подразделяется на первый, второй и третий сорта. Если у изделия есть хотя бы один недопустимый дефект, то оно относится к браку. 

Какие дефекты могут быть на фарфоре

При создании фарфоровых изделий случается так, что на каком-либо этапе происходит технологический сбой. Причин тому может быть масса: от скачка температуры до человеческого фактора. В результате предмет обзаводится дефектами. Это могут быть как незначительные несовершенства, которые не влияют на эксплуатационные характеристики товара, так и брак, при наличии которого продукция не должна поступать в продажу. 

К числу недопустимых дефектов фарфоровой посуды относят: 

  • сквозные отверстия и трещины; 
  • незашлифованные и незаглазированные сколы; 
  • пузыри, то есть вздутие черепка либо глазури, которое в диаметре имеет более 4 мм;
  • растрескивание глазури (цек);
  • отслоение краски или глазури. 

Брак выявляется в процессе идентификации продукции по различным параметрам во время проверок на производстве. Однако при наличии незначительных дефектов товар с соответствующей маркировкой оказывается на полках магазинов.

Так что если вы хотите приобрести посуду без дефектов, следует уделять особое внимание ее выбору. Оценить качество фарфора покупатель может визуально. Рассказываем, как это сделать. 

Как выбрать качественный фарфор

Конечно, оценить содержание различных веществ в материале без лабораторной экспертизы не представляется возможным. Но все же на месте при осмотре можно многое понять о качестве фарфора. 

При визуальной и тактильной проверке фарфор высокого качества:

  • имеет ровную, гладкую, приятную на ощупь поверхность; 
  • без пор, вкраплений и шероховатостей; 
  • не имеет пятен, трещин и незаглазированных сколов; 
  • с однородным молочно-белым цветом и четким, детализированным рисунком;
  • без искривления и деформированных участков;
  • на ободке донышка или на ножке не должно быть глазури. 

Убедиться, что перед вами настоящий костяной фарфор, поможет идентификация по звучанию материала. Для этого нужно слегка ударить деревянной палочкой по внешней поверхности изделия. Звук при этом должен быть чистым и длинным, медленно затухающим. Это говорит о подлинности фарфора. 

Что делать при обнаружении брака после покупки

Чтобы не столкнуться с бракованным товаром, отдавайте предпочтение проверенным брендам, которые предлагают сертифицированную продукцию, выпущенную по современным стандартам и требованиям. Приобрести качественную кухонную утварь вы можете в интернет-магазине “Дом посуды”. 

В случае обнаружения дефекта после покупки покупатель может воспользоваться процедурой возврата или обмена товара в течение двух недель. Для этого нужно соблюсти ряд условий в соответствии с Законом Украины “О защите прав потребителей”:

  • товар не должен был использоваться; 
  • сохранен товарный вид, ярлыки и маркировка;
  • есть чек за оплаченную покупку.

В случае, когда аналогичного товара без дефектов нет в наличии, покупатель может вернуть бракованную посуду продавцу и получить назад свои деньги.