26.04.2014, 16:25

Медведчук рассказал, как восстановить доверие к власти

Главная проблема в отношениях между украинскими политиками и народом - это вопрос доверия. Вот почему весьма здравые инициативы власти по децентрализации не смягчили политический кризис. Внесение изменений в Конституцию требует соблюдения процедуры и не может быть завершено раньше осени. Но обществу гарантии изменений необходимы сейчас. Об этом пишет политик В.Медведчук в своем блоге на сайте "Украинского выбора".

По его словам, "Работа Верховной Рады над Меморандумом национального согласия стала способом найти эти гарантии. Таким образом, все представленные в парламенте политические силы смогли бы заявить, к каким изменениям Конституции они готовы, и тем самым подтвердить свою готовность двигаться в направлении децентрализации.<

Прийти к согласию в Раде пока не удалось. Но если бы и удалось, то неясно — сыграл бы такой документ стабилизирующую роль или нет. Ведь для такой роли меморандум не должен быть документом "за все хорошее" или сводиться к изложению принципов конституционной реформы. Необходимо начать конкретные шаги по реализации данной реформы. Главные принципы новой Конституции могут заработать уже сейчас, до ее формального принятия.".

"Что я имею в виду? Уже сейчас подобный Меморандум может позволить регионам избрать своих лидеров, оформить этот выбор как голосование на пост кандидата на место глав администраций. Далее президент или и.о. президента утверждает предложенных народом глав ОГА и дает им право самостоятельно формировать свою команду. То есть народные избранники вместе с областным советом подбирают кандидатуры на должности, которые назначает Киев, решением совета утверждают их, а президент своим указом уже оформляет волю совета. Важно только, чтобы эта работа проходила максимально гласно, чтобы граждане видели — децентрализация перешла от слов к делу.", - пишет политик.

По его словам, по такому же принципу можно реализовать и другие аспекты децентрализации.

Да, власть начинает мыслить в данном направлении. Так, несколько дней назад Александр Турчинов сказал, что готов назначить губернаторами Донецкой и Луганской областей людей, предложенных жителями регионов. Однако его слова были восприняты скорее как зондаж общественного мнения, а не намерение приступить к реформе. Ведь доказательством серьезности намерений являются действия. А если действия и нужно предварить разговорами, то только с четким описанием механизма реформы.

Кроме того, при всей сложности ситуации в Донбассе нельзя ограничивать выборность губернаторов только двумя регионами. Такое ограничение и есть разделом Украины. Право выбирать глав областей уже сейчас должны получить жители каждого региона.

"В том, что я предлагаю сейчас, нет ничего нового, если учитывать украинскую и мировую практику. Реализация принципов конституционной реформы до проведения самой реформы была опробована еще при Кучме. Только касалась она отношений в треугольнике президент-парламент-правительство, а не центра и регионов. Осенью 2002-го, когда политреформа была только концепцией, президент пожелал опробовать новые механизмы управления. Было создано парламентское большинство, которое предложило в премьеры Виктора Януковича. В деятельность его правительства Кучма вмешивался поменьше, чем Ющенко в деятельность кабинетов Януковича и Тимошенко в 2006-2009 гг., когда политреформа уже действовала на практике.", - заявляет В.Медведчук.

По словам политика, можно обратиться и к практике демократических стран Европы. Очень часто переход от единоличного назначения премьер-министра монархом к назначению им на эту должность кандидата, предложенного парламентским большинством, происходил без изменений Конституции, в силу установления нового конституционно-правового обычая.