02.05.2013, 03:06

Киев. Традиция Первомая

Первое мая стало первым светским праздником старого Киева. Его учредили в XVII веке в Киево-Могилянской коллегии, где в этот день устраивали «бенкет духовный» – на горе Щекавице, а потом на митрополичьей даче у нынешней Шулявки. Сообщают местные СМИ.

Там пели, пили, декламировали стихи и разыгрывали пьесы в античной манере, с намеками на злободневные проблемы мещанства и магистрата. Традиция студенческих «рекреаций» перешла затем в следующие столетия в виде массовых народных гуляний в первый день мая, в качестве единственного общегородского праздника, не обозначенного в церковном календаре и проходившего без церковного обряда. Желая покончить с этим, митрополит Евгений перенес с 19 февраля на 1 мая день поминовения священномученика Макария – однако жители города все равно шли не к раке с мощами в Софийском соборе, а в пригородные весенние рощи.<

«Каждый год первого мая – писал в 1840 году Автоном Солтановский, – происходило с раннего утра и до другого утра народное гуляние. Народ пьянствовал целые сутки и часто происходили здесь серьезные кулачные драки со множеством раненных. В глубине рощицы можно было натолкнуться на нескромные сцены, слышались неприличные песни и шутки. Перед рассветом по дороге в Киев, и в роще, и по оврагам валялись сотни мертвецки пьяных, большей частью полураздетых или донага раздетых людей. Особенно много валялось совсем нагих. И пожилых, и молодых женщин и девок. На следующий день все полицейские части были переполнены».

Эти неприглядные подробности из патриархального и богобоязненного прошлого «матери городов русских», каким рисуют нам Киев сегодняшние историки, позволяют понять специфику первой политической маевки в нынешнем главном городе Украины. Случилось так, что из-за участия возможного провокатора ее пришлось маскировать под традиционную попойку на природе:

«На первом тайном праздновании 1-го мая в 1894 году принимали участие, главным образом, железнодорожники, – вспоминал потом один из старейших российских марксистов Эйдельман. – Ремесленники-евреи, которых к этому времени в пропагандистских кружках было человек 12, по случайным причинам в празднике участия не принимали. Майское собрание происходило в Кадетской роще. Собралось человек двадцать рабочих и два интеллигента. Праздником все рабочие были довольны, но удачным его назвать было нельзя. Предполагались речи, но по оплошности распорядителей затесался один сомнительный рабочий. Его напоили и ограничились общей беседой о майском празднике, тостами и песнями».

Теги новостей: