05.07.2025, 22:06

Проблему с жильем решат уже через несколько месяцев? Переселенцы из Лисичанска, Северодонецка, Рубежного могут получить новые жилищные перспективы

жилье для переселенцев

Когда началась война, никто не знал, получится ли снова вернуться в родные города. Уже пошел четвертый год, как Лисичанск, Северодонецк, Рубежное находятся в оккупации, и у переселенцев из этих городов становится все меньше надежды на возвращение домой. А это значит, что актуальность приобретения или получения жилья не уменьшается, а наоборот — возрастает.

Какие шаги предпринимают власти региона для того, чтобы решить насущные проблемы переселенцев, связанные с потерей собственного жилья, и как долго ждать реализации планов — расскажет Час Пик.

Сколько переселенцев из Луганской области нуждается в жилье?

В недавнем ]]>интервью]]> изданию “Укринформ” глава Луганской ОВА Алексей Харченко заявил, что с 2022 года количество внутренне перемещенных лиц из Луганской области составляет более 200 тысяч человек. Количество жителей Луганской области, которые из-за войны переселились в третьи страны, — около 100 тысяч. Общее количество украинцев со статусом ВПЛ составляет примерно 4,5 млн человек. Поэтому, по словам Харченко, следует “разделять разные категории переселенцев”. 

В частности, среди ВПЛ выделяется часть тех, кто причастен к более уязвимой категории населения. И для таких людей есть возможность селиться в шелтерах или местах временного проживания. Также на уровне громад организуются места проживания в общежитиях. Поэтому точной цифры переселенцев Луганской области, которые нуждались бы в жилье, Харченко не озвучивает. Но очевидно, что речь идет о десятках тысяч людей. И далеко не всех из них устраивает вариант проживания в шелтерах и общежитиях.

Временное жилье — это не решение проблемы

Наличие мест временного проживания не решает жилищную проблему переселенцев. Так, по словам главы ЛОВА, не все шелтеры заполнены на 100%. К примеру, в городе Самар Днепропетровской области в месте временного проживания от Северодонецкой громады есть свободные места. И это ведет к пессимистическим мыслям.

“Людям сейчас нужно постоянное постоянное жилье. Так что давайте быть объективными. Если наши народные избранники декларируют 4,5 млн ВПЛ в Украине, нуждающихся в жилье, — возможно ли такое количество людей обеспечить? Вряд ли. По крайней мере сейчас”, — рассуждает Харченко.

Таким образом, можно сделать вывод, что временные пункты размещения на четвертый год войны перестают решать проблемы переселенцев. Их роль постепенно снижается. И на первый план выходят инициативы по обеспечению ВПЛ постоянным жильем: льготная ипотека, строительство нового жилья, выплата компенсаций за оставленное в оккупации жилье, которая может стать подспорьем для решения квартирного вопроса на территории, подконтрольной правительству Украины.

Все ли так просто?

Как отмечает Харченко, сейчас начинается исследование, которое даст понять, сколько переселенцев физически нуждаются в жилье и сколько переселенцев готовы будут “осесть” в любой точке Украины. Ведь далеко не каждый ВПЛ, который имел свое жилье в Северодонецке (если вообще не говорить о Луганске или других крупных городах региона) готов жить в сельской местности, например, на западе страны. Тем более, что многие ВПЛ, которые выехали в Днепр, во Львов или в Киев уже интегрировались — нашли работу, отдали детей в школы и т.д. Это значит, что строительство жилья в других населенных пунктах будет для них несподручно.

“Большинство ВПЛ, которые уже интегрировались, устроили детей в какие-то садики или школы, имеют отлаженный быт — они не захотят ехать в условный Богуслав, где мы возводим дом. Потому что надо что-то решать с работой, с садиками и так далее. А в мегаполисах мы строить жилье не можем по понятным причинам”, — комментирует Харченко. 

Здесь открывается новый спектр проблем: как угодить всем ВПЛ? насколько возможно удовлетворить жилищные проблемы ВПЛ с учетом того, что кто-то выехал за границу? кто в первую очередь может быть обеспечен жильем? На эти вопросы ответов пока нет.

Сколько времени придется ждать?

Разработка проектов и инициативы пока не предполагают конкретных дат. К примеру, есть инициатива предоставлять переселенцам ваучеры на жилье, но когда именно стартует механизм — правительство не отвечает.У региональной власти, так же как и у центральной, нет четких ответов на вопрос “когда?”. По словам Харченко, результаты исследования ситуации займут несколько месяцев.

“Через несколько месяцев мы будем иметь результат”, — говорит он.

Но это не значит, что через это время жилье внезапно появится у всех. 

“Вопрос сверхсложный, у него нет простого и быстрого решения. Но после работы по определению конкретных потребностей наших ВПЛ мы сможем понять, каким категориям мы сможем помочь относительно быстро, а какие адвокатировать на уровне государства”, — отмечает глава ОВА.

Из этого следует, что в ближайшей перспективе все переселенцы едва ли смогут получить новый постоянный дом и, вероятно, обеспечение жильем будет проходить этапами. Но удастся ли в принципе обеспечить жильем более 200 тысяч ВПЛ из Луганщины, которые сейчас проживают на территории Украины? Ответов пока нет. Если только на изучение потребности ВПЛ региона в жилье уйдут месяцы, то 2025 год, скорее всего, для многих ничего не изменит.

Читайте также: Переселенцы массово возвращаются домой? Перспективы ВПЛ из Лисичанска, Северодонецка, Рубежного

Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик