01.09.2013, 07:01

Дисквалификация "Металлиста": Константины. От Великого - до...

Петр Владимиров | Все новости автора

Жил да был в свое время – в III-IV столетиях – некто Флавий Валерий Аврелий Константин. Поскольку работал он римским императором и нес ответственность за многое и многих, то подданным неудобно было называть его полным четырехэтажным именем. Величали его просто, но уважительно – Константин Первый или Константин Великий. Уважать правителя очень даже было за что.  

Именно при нем христианство стало господствующей религией в реформирующемся римском государстве.<

Он перенес столицу на берега Босфора, в город, нареченный его именем и гудевший Константинополем аж до 1930 года, пока не стал Стамбулом.

Оставил человек по себе такую память, что некоторые церкви причислили его к сонму святых...

Много веков спустя появился на свет другой Константин. Или, если произносить его фамилию на французский манер – Константен. Архитектор по образованию, Кристиан Константен – президент швейцарского футбольного клуба «Сьон». Впервые он заявил о себе, добившись переигровки матча Кубка УЕФА с московским «Спартаком». Сыграв тогда в столице России вничью 2:2 ответный поединок еврокубкового противостояния и вылетев из розыгрыша по сумме двух встреч, швейцарец опротестовал результат по той причине, что ворота на московской арене оказались на несколько сантиметров ниже, чем это предписано правилами. Европейский футбольный союз, явно поскрипывая зубами, назначил переигровку, в которой «спартачи» отгрузили альпийским футбольным гномам полную сетку мячей – 5:1.

Прошло несколько лет, и «Сьон» с Константином-Константеном снова оказались у всех на слуху. На сей раз – в связи с пересмотром итогов квалификационных матчей Лиги Европы. Швейцарский клуб обыграл шотландский «Селтик» с помощью игроков, которые были заявлены, вопреки вето УЕФА на трансферы «Сьона». Ведомство Мишеля Платини присудило победителям две технических «баранки», исключив из группового турнира ЛЕ.

Читайте еще: Трансферный рынок: Почем вратари?

Константен, возомнивший себя Великим, не просто обратился в гражданский суд Швейцарии (где нашел поддержку), но и сопроводил свои иски нешуточной словесной артподготовкой. «Если есть решение суда, которое позволяет «Сьону» играть в Лиге Европы, а УЕФА не выполняет его, то это повод для заведения уголовного дела. Мы дали Мишелю Платини время, чтобы все исправить, иначе – тюрьма», – заявлял президент клуба. Президент УЕФА этот выпад парировал с невозмутимостью: «У нас есть четкие правила и положения, которые все клубы знают, вступая в наши соревнования. Мы не можем допустить, чтобы клубы, нарушающие эти правила, навязывали свою волю другим».

Был момент, когда показалось, что попытка объехать на кривой козе один из краеугольных принципов УЕФА, не подчиняющегося гражданским судам, увенчалась успехом: в ответ на требование судебных инстанций вернуть «Сьон» в групповой турнир ЛЕ – в разгар состязаний! – Европейский футбольный союз предоставил свои варианты возможного развития событий, вплоть до включения швейцарского клуба пятым участником той группы, где оказался «Селтик».

Перед посещением швейцарского суда Мишель Платини заявил, что возможное положительное решение по этому делу будет означать не много, не мало – «конец футбола».

Итоговый вердикт выносил лозаннский КАС, оставивший в силе все решения УЕФА о наказании «Сьона». Более того, по требованию Европейского футбольного союза, были пересмотрены итоги чемпионата Швейцарии, в котором участвовали неправильно заявленные клубом игроки – «Сьон» лишился 36 очков! В противном случае Швейцарская ассоциация футбола рисковала быть отстраненной от всех турниров, проводившихся под эгидой УЕФА.

Кесарево осталось кесарю, а Костантину – константиново...

Подробности дела «Сьона» – самого громкого противостояния отдельного клуба с УЕФА – не мешало бы проштудировать третьему самовыдвиженцу в великие – вице-президенту «Металлиста» Константину Пивоварову. История, увы, ничему не учит новоявленного футбольного управленца, чей стаж пребывания в нынешней отрасли – без году неделя.

Понятное дело, наивно полагать, что посредством социальных сетей он тиражирует исключительно свое собственное видение проблемы. Однако же активность Пивоварова не может восприниматься как усилия лица частного, его менторство ассоциируется с позицией целого клуба, а в некоторые моменты, увы, проецируется и на весь украинский футбол.

«И для нас, и для нынешнего руководства ФФУ честь и рейтинг страны в футболе выше, чем какие-то личные обиды. К сожалению, три года назад все было не так», – поделился харьковский вице-президент своим мнением на гостевой страничке сайта фанатов «Металлиста». Что именно было «не так» три года назад, читателю, очевидно, предлагается разобраться самому. «Кто на ком стоял?» – вопрос профессора Преображенского, озадачивший председателя домкома Швондера, имеет все основания звучать сегодня и как реакция на слова Пивоварова. Однако, отождествление, связка, тандем – «мы и ФФУ» – прослеживаются.

Возможно, когда-то и император Константин изрекал нечто подобное – я и государство. Однако мне почему-то в первую очередь вспоминается самооценка доносчика Бонасье в исполнении Леонида Каневского из классического советского фильма о мушкетерах: «Галантерейщик и кардинал – это сила!»

Хотелось бы видеть ту «бумажку-броню», которая уполномочивает Пивоварова выступать от имени ФФУ. Или под «нынешним руководством» подразумевается Сергей Стороженко, который декламирует те же басни?

«Решение Лозаннского трибунала вызвало у меня огорчение. Открыт путь к фальсификациям подобных решений, поскольку сфабрикованное дело получило судебное одобрение», – заявил Стороженко в своей конференции на популярном футбольном сайте. «Мы огорчены, так как до последнего верили, что УЕФА и КАС взвешенно подойдут к этой ситуации... Комфортная уверенность победила здравый смысл», – это уже комментарии окончательного вердикта Лозаннского арбитражного суда со стороны Константина Пивоварова.

Много общего, не находите? И среди прочего – высокомерность, пренебрежительность и безапелляционность, за которыми чувствуются уверенность в собственной непогрешимости, безнаказанности, вопиющий правовой нигилизм. Три года назад «Металлист» сам обратился в КАС, требуя справедливости. Но как только был обнародован приговор, авторитет суда Лозанны мгновенно подвергся сомнению харьковскими «императорами», унаследовавшими клуб от другой «венценосной особы» – Александра Ярославского.

Не у него ли, экс-короля Харькова, переняли последователи некоторые повадки общения с цивилизованным футбольным миром? Открестившись от предшественника, чье молчание – вовсе не лишний аргумент в пользу решений КАС и УЕФА, нынешние руководители «Металлиста», однако, повторяют многие его ошибки, чреватые, к слову, не менее губительными для украинского футбола последствиями.

УЕФА – это один из тех «монастырей», в который не суются со своим уставом. Поскольку сам Устав Европейского футбольного союза есть продукт многолетней работы спортивных функционеров, юристов, футболистов, тренеров, судей. Его ревностно опекают, в том числе и от посягательств со стороны «гражданских» – политиков, судей, разного калибра нуворишей. Обратите внимание: при все возрастающем давлении на европейский футбол «кошельков» российского, ближне- или юго-восточного происхождения ни одного из них нет в управленческой команде УЕФА. Там места – не продаются. Более того, умудренные опытом – футбольным и житейским – люди, формирующие сегодня руководящую элиту кожаного мяча в Старом Свете, стараются всячески дистанцироваться от тех, с кем уже завтра им предстоит схлестнуться в рамках отстаивания «Финансового Фэйр Плей». И уж совсем абсурдно, самонадеянно и цинично – полагать, что шальные деньги являются основанием диктовать свои условия в отлаженной системе спортивных ценностей.

Эта система строится вокруг четких вертикалей. Одна из них: ФИФА – УЕФА – национальные ассоциации – клубы. Последние, идя против течения, запросто могут навлечь санкции на вышестоящую инстанцию. О ситуации, в которой из-за «Металлиста» рискуют пострадать другие украинские команды – клубные и сборные, харьковчан неоднократно предупреждали и продолжают это делать через прессу. Итогом нарушения уставных норм европейского футбола пойманным на договорняке клубом может стать отлучение Украины от международных турниров. Прецеденты – были. Вряд ли «Металлист» подобным образом стремиться уравняться в статусе с нашими полпредами в Европе.

УЕФА уже дал понять, что санкции относительно харьковского клуба могут быть ужесточены, и год отлучения от Европы, того и глядишь, разрастется как минимум втрое. Это будет в канве борьбы с коррупцией, и на чиновников, которые утвердят такое решение, руководствуясь интересами футбола, мало подействуют марши протеста в Харькове, пикеты и футболки с надписью «Fair Play». Зато другие футболки, с оскорблениями УЕФА и его первых лиц, как и прямые и косвенные обвинения в заангажированности и некомпетентности, станут дополнительным отягчающим обстоятельством. Ведь, с позиции Европейского футбольного союза, дисквалификация «Металлиста» – это мера не только дисциплинарная, не только репутационная, но и воспитательная. А о каком воспитательном воздействии речь, если руководители клуба идут на открытую конфронтацию, отказываясь подчиняться решению суда, признанного в спорте последней инстанцией?

«Мы будем бороться за права клуба и отстаивать их согласно всем правовым нормам», – заверяет Константин Пивоваров харьковских болельщиков, сохраняя хорошую мину при проваленной игре и изображая видимость бурной деятельности. В этой связи так и хочется вспомнить коронную фразу полицейских, уведомляющих задержанного: «Вы имеете право хранить молчание...» Иной раз молчание и в самом деле стОит золота, а слово, при неумелом обращении, из серебра превращается в свинец. В данном случае – самоубийственный...

Юрий КОРЗАЧЕНКО, «Футбольный клуб»

Теги новостей: