Построят новые дома, а потом догонят и еще раз построят? В Лисичанске, Северодонецке, Рубежном будет действовать особая система страхования жилья

В результате российского вторжения жилищный фонд Луганской области пострадал существенно. В Лисичанске, Северодонецке, Рубежном, как и во многих других населенных пунктах, захваченных в 2022 году, многие дома имеют повреждения или разрушены обстрелами. И боевые действия не прекращаются, а это значит, что не исключены новые разрушения. Россияне решили запустить новую инициативу, которая должна стать на страже строящихся жилищных объектов. Однако не все так просто.
Какое строительные нововведения придумали россияне и действительно ли стоит рассчитывать на то, что они будут работать в Лисичанске, Северодонецке, Рубежном — расскажет Час Пик.
Жилье построят и застрахуют от обстрелов?
В июне 2025 года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин озвучил инициативу, которая предполагает страхование от военных рисков для жилья, построенного на оккупированных территориях Украины.
“Реализуем меры по увеличению градостроительного потенциала. Для этого уже сформирован банк земельных участков, предлагаемых к вовлечению в жилищное строительство. Запущена программа страхования военных рисков по объектам жилищного строительства”, — цитируют Хуснуллина оккупационные ресурсы.
Простыми словами, инициатива призвана увеличить интерес застройщиков к оккупированным территориям. Ведь в случае повреждения строящегося жилья будет предполагаться возмещение ущербов. Правда, пока неизвестно, как именно работает эта схема и работает ли вообще. Никаких свидетельств и конкретных примеров россияне не приводят. В частности, нет уточнений, за какие именно средства будет выплачиваться страховка в случае возникновения тех самых военных рисков на строительстве или для новых объектов.
Новое жилье не везде и не для всех
На сегодняшний день нет информации о том, чтобы для жителей оккупированных Лисичанска, Северодонецка или Рубежного построили или сдали хоть один новый жилищный объект. О фактах сноса зданий в Северодонецке известно, однако на месте разрушений ничего нового пока так и не появилось. При этом власти РФ на самом высшем уровне заявляют о необходимости форсировать строительство на оккупированных территориях.
“Важнейший приоритет — обеспечение граждан жильем. Обращаю внимание: необходимо наращивать объем жилищного строительства. Для этого нужно активнее формировать банк земельных участков, создавать привлекательные режимы для работы застройщиков, учитывать их готовность трудиться в сложных условиях”, — цитируют оккупационные ресурсы слова российского диктатора Владимира Путина, которые он произнес на совещании “по развитию Донбасса и Новороссии”.
Луганская область, вероятно, в меньшей степени причастна к Донбассу, ведь никакое основательное строительство, несмотря на громкие слова, так и не началось. В Донецкой области (в частности в разрушенном Мариуполе) как-никак строительные подвижки есть. Правда, дома достаются не местным жителям, а уходят под ипотеку для самих россиян. В Луганской области нет даже этого. А нет строительства — нет и страхования от военных рисков. Ситуация как бы намекает на то, что старый жилищный фонд так и останется без восстановления, без возмещения и, фактически, без внимания.
Страхование от военных рисков VS восстановления того, что уже разрушено
Новая “страховая” инициатива провоцирует вопрос о том, что же будет с домами, которые уже имеют разрушения. Или даже не имеют. Ведь из-за отсутствия своевременного и полноценного обслуживания, из-за нехватки коммунальщиков и финансирования разрушаются даже целые дома, о чем свидетельствуют жалобы жителей, например, Луганска. Очевидно, что старый жилищный фонд не так интересен и выгоден, чтобы его восстанавливать или опекать.
А это значит, что россиянам интересны только стройки, на которых можно проворачивать махинации, и созданные на скорую руку дома, которые будут проданы в ипотеку. Поэтому для строительства нового жилья никто не выбирает Рубежное или Попасную. Инициатива, касающаяся страхования от военных рисков, не является инициативой для жителей Луганской области, которые потеряли жилья в результате обстрелов. В населенных пунктах “треугольника” даже трех лет не хватило, чтобы привести жилищный фонд и коммуникации в более-менее сносное состояние. И где обещанные компенсации, если в большинстве случаев люди вынуждены своими силами делать ремонты?
И вдруг на фоне ремонтов, после которых в домах жить невозможно, на фоне постепенного разрушения уцелевшего жилья, на фоне отсутствия компенсаций, возникает идея страховать новое жилье. Причем новое жилье появляется только в “перспективных” и крупных городах. Очевидно, что страхование от военных рисков будет работать (если вообще будет) только как рекламная акция, чтобы россияне активнее переселялись на оккупированные территории. Но существование коренных жителей никак не изменится, как и не улучшится состояние домов в “треугольнике”.
Читайте также: Переселенцы массово возвращаются домой? Перспективы ВПЛ из Лисичанска, Северодонецка, Рубежного
Читайте останні новини України та світу у своєму смартфоні в додатку Час Пiк. |
![]() |