12.02.2013, 12:19

Оппозиция внесла на рассмотрение ВР пакет законопроектов об изменениях в системе судопроизводства и уголовной юстиции

Председатель фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк и секретарь Комитета Верховной Рады по вопросам верховенства права и правосудия, депутат от «Батькивщины» Павел Петренко внесли в парламент пакет законопроектов, которые предусматривают реформирование судебной системы и уголовной юстиции и приведение их в соответствие с европейскими нормами.

Как сообщили в пресс-службе ВО “Батькивщина”, законопроекты были зарегистрированы в парламенте 11 февраля.
Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения Уголовного процессуального кодекса Украины и других законодательных актов Украины в соответствие с европейскими стандартами уголовного судопроизводства» (№2270) предусматривает общее улучшение модели уголовного судопроизводства и сбалансирование интересов и гарантирование прав участников уголовного производства. Так, проектом предлагается лишить прокуратуру функций досудебного расследования и возможности руководить следователями и следствием; отменить уголовную ответственность следователей за невыполнение указаний прокурора; предусмотреть, что суд присяжных в составе 12 присяжных и трех профессиональных судей будет рассматривать, помимо прочего, дела о преступлениях против основ национальной безопасности Украины, а также те, за которые предусмотрено наказание более десяти лет заключения или пожизненное лишение свободы; разрешить быть защитниками, кроме адвокатов, еще и родственникам; отменить ограничение относительно максимального количества защитников в судебном рассмотрении; определить права защитника в отдельной статье; расширить права стороны защиты в части самостоятельного сбора доказательств; предусмотреть обязательное участие защитника не только по особо тяжким, но и по тяжким преступлениям.
В пояснительной записке к законопроекту также указано, что нынешний Уголовный процессуальный кодекс значительно сужает права подозреваемого, ведь согласно им информация в Единый реестр досудебных расследований должна быть внесена сразу после сообщения о преступлении без какой-либо проверки, и именно факт внесения записи является основанием для начала досудебного расследования. Законопроект устанавливает, что внесение записи в Единый реестр досудебных расследований должно происходить путем вынесения соответствующего постановления, и эта запись может быть обжалована.
Проектом закона также предусмотрено, что уголовные дела в отношении тех, кто был или является высшими должностными лицами, рассматривает апелляционный суд в составе 5 судей, которые имеют стаж работы на должности судьи не менее 10 лет; вводится особый порядок уголовного производства в отношении лиц, которые подозреваются в совершении преступлений против основ национально безопасности Украины, а также относительно Президента Украины, премьер-министра, судей Конституционного суда.
Еще один проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения судебной системы Украины в соответствие с европейскими стандартами, обеспечения конституционного статуса Верховного Суда Украины как высшего судебного органа и безоговорочного выполнения решений Европейского суда по правам человека» (№2269) предусматривает расширение в соответствии с Конституцией правового статуса Верховного Суда Украины, который был значительно сужен законом «О судоустройстве и статусе судей»; обеспечение условий для объективного и непредвзятого рассмотрения дела независимым составом суда; обеспечение конституционного права лица на судебную защиту и установление единых стандартов финансирования судов, которых в настоящее время вообще не существует.
Кроме того, законопроектом предусмотрено предоставление Верховному Суду Украины полномочий апелляционной инстанции по делам, где Высший административный суд в настоящее время является первой и единственной инстанцией.
Проект закона также обеспечивает безоговорочное выполнение решений Европейского суда по правам человека. В частности, согласно законопроекту, решения ЕСПЧ выполняются безоговорочно на основании поданного непосредственно в Верховный Суд Украины заявления, которое не нуждается в допуске дела к производству со стороны соответствующего специализированного суда низшей инстанции.
Законопроект «О внесении изменений в статью 105 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (об усовершенствовании механизма отстранения судьи от должности в случае нарушения им присяги)» (№2267) закрепляет возможность отстранения судьи от должности в случае нарушения им присяги без проведения проверки Высшей квалификационной комиссией судей Украины или Высшим советом юстиции. При наличии фактов нарушения присяги судьей, избранным бессрочно, вопрос о его отстранении от должности рассматривается Верховной Радой по инициативе не менее 45 народных депутатов.
Законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения выполнения решений международных организаций с целью защиты прав человека» (№2268) предлагается расширить основания для пересмотра судебных решений Верховным Судом Украины. В частности, таким основанием может быть решение не только международного судебного учреждения, но и соответствующего международного органа, который установит нарушение Украиной международных обязательств при решении дела судом.
В частности, к таким органам относится Европейский суд по правам человека, Комитет ООН по правам человека, Комитет ООН против истязаний, Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, Комитет ООН по ликвидации дискриминации относительно женщин.
Проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно усиления уголовной ответственности за истязания, заведомо незаконные задержания, привод или арест и принуждение давать показания» (№2266) предусматривает ряд изменений, благодаря которым удастся привести отечественное законодательство в соответствие с положениями международных актов, а также установить адекватные санкции за истязания, заведомо незаконные задержания, привод или арест и принуждение давать показания.
Предлагается привести определение понятия «истязание» в соответствие с Конвенцией ООН об истязаниях, поскольку действующая редакция Уголовного кодекса определяет истязание исключительно по признаку «насильственное действие». Этим значительно сужается сфера преступления, ведь истязание, помимо прочего, может причиняться действиями, которые не имеют насильственного характера, например, причинением морального страдания.
Также проект закона предусматривает усиление ответственности за истязания по политическим мотивам, за которое будет предусматриваться наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет. Кроме того, предлагается предусмотреть более суровое наказание за истязание, которое совершено работником правоохранительного органа во время выполнения служебных обязанностей.<

Теги новостей: