05.07.2013, 18:35

В ВР зарегистрирован законопроект о мирных собраниях, авторами которого совместно выступили депутаты от оппозиции и власти

В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект о мирных собраниях, авторами которого совместно выступили народные депутаты от оппозиции и власти.
Как сообщает сайт ВР, инициаторами законопроекта являются народные депутаты от «Батькивщины» Андрей Шевченко, Григорий Немыря, Мустафа Джемилев, Ирина Луценко, народные депутаты от Партии регионов Юрий Мирошниченко, Сергей Тигипко и Иштван Гайдош, а также народный депутат от КПУ Василий Самойленко.<

Законопроект в случае его принятия позволит преодолеть практику судебных запретов на мирные собрания без юридически определенных оснований, а также практику привлечения к административной ответственности организаторов и участников мирных по своему характеру собраний, которые не совершали правонарушений; переориентировать органы государственной власти и органы местного самоуправления на уважение к свободе мирных собраний и содействие в ее реализации, считают авторы законопроекта.
В частности, определяется, что организатором мирного собрания может быть физическое лицо, которое является гражданином Украины, иностранцем или лицом без гражданства, юридическое лицо, а также общественное объединение независимо от наличия у него статуса юридического лица.
При этом не могут быть организатором мирного собрания государственные органы, органы власти Крыма, органы местного самоуправления.
Организатор мирного собрания может устанавливать без специального разрешения на время проведения мирного собрания палатки, сцены и другие временные сооружения на месте или маршруте проведения мирного собрания.
Также организатор мирного собрания имеет право на участие или на отказ от участия в переговорах относительно согласования условий проведения мирного собрания для предотвращения ограничения свободы мирных собраний.
В то же время, организатор мирного собрания обязан в случае принятия решения об изменении места, времени, маршрута мирного собрания, внесения других изменений или дополнений к сообщению или отказе от проведения мирного собрания безотлагательно сообщать в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, а также не препятствовать проезду транспортных средств оперативных и специальных служб.
Законопроектом предлагается, что организатор мирного собрания в письменном виде сообщает о намерении проведения мирного собрания в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не позже чем за сорок восемь часов до его начала.
Если конечный срок извещения приходится на нерабочий в соответствующем органе день, то организатор должен сообщить с соблюдением этого срока в соответствующий орган внутренних дел по месту проведения мирного собрания.
В сообщении о проведении мирного собрания указываются, в частности, дата проведения, время начала и продолжительность мирного собрания; цель проведения мирного собрания; место или маршрут проведения мирного собрания; ожидаемое количество участников мирного собрания.
Мирное собрание может проводиться в любом публичном месте и в любое время суток.
Организатору и участникам мирного собрания во время его проведения запрещается иметь при себе оружие, а также устройства или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей.
Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления безотлагательно осуществляет регистрацию сообщения о проведении мирного собрания с указанием даты и времени его поступления и предоставляет организатору мирного собрания письменное подтверждение о получении сообщения с указанием времени его поступления.
В случае поступления нескольких сообщений о проведении мирных собраний в одном месте, в одно время орган исполнительной власти или орган местного самоуправления безотлагательно информирует организаторов мирных собраний о том, что в указанном месте в это время уже предусмотрено проведение другого мирного собрания, и предлагает организаторам мирных собраний прийти к согласию относительно изменения места или времени их проведения или организации одновременных мирных собраний.
В случае проведения одновременных мирных собраний орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает необходимые меры с целью недопущения конфликтных ситуаций, которые могут препятствовать проведению и достижению цели мирных собраний.
При этом орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не имеет права отказать в регистрации сообщения о проведении мирного собрания, давать оценку целесообразности проведения мирного собрания или предоставлять преимущество одной из сторон в случае проведения одновременных мирных собраний, в том числе контрсобраний.
Кроме того, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не может запретить или ограничить свободу выбора места, времени или маршрута мирных собраний.
Также устанавливается, что ограничение в реализации права на свободу мирных собраний устанавливает только суд, а ограничение реализации права на свободу мирных собраний возможно лишь, в частности, если собрание имеет целью ликвидацию независимости Украины, смену конституционного строя насильственным путем; собрание имеет целью пропаганду войны, насилия, разжигания межэтнической, расовой, религиозной вражды.
При этом не могут быть основанием для ограничения свободы мирных собраний численность участников мирного собрания; проведение одновременных мирных собраний, в том числе контрсобраний; проведение одновременно с мирным собранием других массовых или охраняемых мероприятий, в том числе празднований, концертов, визитов должностных лиц.