Правительство создает спецфонд утилизационного налога
Кабинет Министров на своем заседании 7 ноября одобрил проект изменений в Налоговый кодекс относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств.
Теперь все средства от введения утилизационного налога будут идти в спецфонд, которым будет распоряжаться Министерство экологии и природных ресурсов Украины.<
По приблизительным подсчетам аналитиков, экологический налог за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств уже в первый год обеспечит прямые дополнительные поступления в Государственный бюджет Украины в объеме 2,2 млрд. грн. Значительная часть этих денег пойдет на создание утилизационного кластера украинской промышленности европейского образца. А это значит, что Украине необходимо будет утилизировать минимум 85% массы автомобиля, из которых 80% пройдет вторичную переработку — рециклинг, отмечают эксперты.
По предварительным расчетам, стоимость одного утилизационного завода, который сможет перерабатывать 25 машин в час, оценивается в 7 млн. долл. США.
Напомним, в Украине с 1 сентября вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств».
Целью этого налога является формирование источника средств, необходимых на покрытие затрат, связанных с утилизацией автомобилей.
Правительственные аналитики напоминают, что в результате резкого увеличения автотранспортных средств в Украине постепенно стали нарастать свалки старых автомобилей, на утилизацию которых отсутствовали источник финансовых ресурсов и индустрия утилизации.
Кроме этого, в Украине около 10 млн. автомобилей и 80% этого количества — старше 13 лет, а значит, в скором времени станет актуальным вопрос о системной утилизации автомобилей, которые выработали свой ресурс. По прогнозам экспертов, в 2016 году утилизационные потребности автоиндустрии в несколько раз превысят сегодняшние (около 100 тыс./год).
Поэтому принятие в 2013 году Закона Украины «Об утилизации транспортных средств» — это естественный и нормальный шаг, направленный на урегулирование проблемы утилизации. Причем совершенно очевидно, что, как и в случае с использованием пластика, плата за переработку должна ложиться именно на импортера или внутренних производителей автомобилей.
Предполагается, что размер экологического налога будет зависеть от размера затрат на оплату услуг по организации и проведению работ, связанных с утилизацией отходов, образующихся вследствие потери транспортным средством своих потребительских свойств. В этом случае ставки экологического налога будут составлять: на легковые автомобили — 5,5 тыс. грн., для грузовых автомобилей — 11 тыс. грн. В то же время, Закон позволяет украинским производителям, имеющим полный цикл производства, включающий сварку и окраску, и заводам, осуществляющим промышленную сборку автомобилей, не платить сбор. К таким относятся ЗАЗ (Запорожский автозавод), «Богдан», «Еврокар» и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ). Но эти производители сами должны будут утилизировать авто.
Следует отметить, что украинские автопроизводители молниеносно отреагировали на введение экологического сбора.
Корпорация УкрАвто приступила к созданию сети центров по утилизации автомобилей. Емкость производственных мощностей предприятий позволит перерабатывать более 150 тысяч автомобилей в год. А корпорация «Богдан» заявила о планировании строительства утилизационного центра. По оценкам аналитиков корпорации, на начальном этапе потребности по переработке должны покрыть два предприятия по демонтажу автомобилей и 39 центров по переработке/измельчению кузовных и других частей.
В то же время, готовится еще один законопроект, в котором импортерам также предоставят возможность создавать утилизационные центры, что поможет им получить льготы по уплате экологического налога.
Этим законопроектом Кабинет Министров должен снять окончательные противоречия между Европейским Союзом и Всемирной торговой организацией (ВТО), которые рассматривали экологический налог за утилизацию как дискриминацию импортеров и лоббирование отечественного автопрома, что в условиях глобальной конкуренции и евроинтеграционных устремлений государства недопустимо.