Евгений Быстрицкий: нельзя допустить, чтобы праздник вышиванки стал инструментом политического популизма
В чем разница между украинской вышитой сорочкой и российской георгиевской ленточкой Национальная идентичность любого народа имеет свое внешнее выражение. Для украинцев одним из таких главных атрибутов стали традиционные вышитые сорочки.
Сегодня в Украине празднуется День вышиванки. Люди массово надели вышитые одежды на работу, в университеты и школы. Я смотрю на свои семейные фотографии, где моя мать и сестры еще до войны одеты в вышитые сорочки, и понимаю, что это отображение того мира, в котором раньше жили украинцы.<
Вышиванки имеют очень глубокие корни, и не всегда считались праздничной одеждой.
Сегодня же политические обстоятельства сложились таким образом, что вышиванка, как способ выражения национальной идентичности украинцев, противопоставляется российской георгиевской ленточке. Эти два символа демонстрируют кардинально разные подходы к поиску своей национальной самоидентификации.
Так, георгиевская ленточка, которая ассоциируется со Второй мировой войной, и часто сочетается с портретами Сталина, имеет отчетливо советское корни, а украинская вышиванка – глубоко традиционные. Таким образом, одни воспроизводят советскую идентичность, фактически тоталитарную, а вторые – глубокую национальную.
Без всяких сомнений, за последнее время национальная идентичность украинцев существенно укрепилась. Большую роль в этом сыграли события на Майдане. Сегодня каждый может сказать, к какой общности он себя относит – украинской, неукраинской или какой-либо еще.
Вместе с тем, нельзя допустить, чтобы праздник вышиванки стал частью идеологии и инструментом политического популизма. Это нельзя навязывать, требовать или пытаться закрепить в законах и положениях. Вышиванка должна остаться глубоко персональным делом каждого. Иначе мы лишь спровоцируем конфликты, как среди украинцев, так и представителей других национальностей, проживающих в Украине.