14.01.2013, 11:24

Недостатки ВНО вызваны отсутствием эффективного лоббиста

Настя Миловидова | Все новости автора

Недостатки внешнего независимого оценивания вызваны отсутствием эффективного лоббиста, который бы отстаивал интересы Центра оценивания качества образования, считают в гражданской сети “Опора”.

В частности, как отмечается в переданном сообщении “Опоры”, недостатки отечественного стандартизованного тестирования имеют две основных причины - недостаточное финансирование Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО), который обеспечивает комплексный процесс проверки знаний, и отсутствие эффективного лоббиста, который бы отстаивал интересы Центра и продвижение ВНО в Министерстве образования и науки, молодежи и спорта Украины.
Нехватка надлежащего финансирования фактически сузила задачи УЦОКО, который теперь не выполняет одну из основных функций – проведение мониторинга качества образования. В начале своего становления результаты ВНО зачислялись его участникам как государственная итоговая аттестация и могли быть использованы для общего анализа качества среднего образования в стране, поскольку все 11-класники проходили тестирование.
“После того, как в Минобразования отказались от обязательной оценки знаний всех выпускников общеобразовательных учебных заведений, а ВНО проходят лишь те лица, которые планируют поступать в вузы, свелась на нет и функция независимого мониторинга качества среднего образования. С последующим сокращением финансирования на организацию стандартизованного тестирования УЦОКО постепенно отказывается и от открытых заданий в тестировании по истории Украины, поскольку их проверка требует привлечение и оплату труда экзаменаторов. Еще через год, тоже из-за нехватки финансирования, уменьшилось количество предметов для тестирования, которые могут выбрать его участники. Речь не идет сегодня и о внедрении стандартизованного тестирования выпускников девятых классов, которые поступают в высшие учебные заведения I-II уровней аккредитации (кроме того, такое тестирование могло бы выполнять функцию мониторинга качества неполного среднего образования). Фактически, продвижение ВНО, как системы оценки знаний, на сегодня приостановлено”, - подчеркнули в «Опоре».
Как отметили в гражданской сети, наряду с финансовой составляющей, обеспечение надлежащего развития системы внешнего оценивания напрямую зависит от руководства УЦОКО и политической воли центрального исполнительного органа, в сфере влияния которого оно находится. В частности, после смены министра образования и науки в 2010 году и директора Центра в 2011 году, стандартизованное тестирование фактически не развивается как направление образовательных измерений в Украине. Уменьшение количества заданий, случаи повторения тестов предыдущих лет или пробных оцениваний свидетельствуют об отсутствии в банке тестовых заданий апробированного материала с высокой психометрической характеристикой, которая должна обеспечивать качество независимой проверки знаний. До сих пор не проводится тест на общую учебную компетенцию (измеряет способность повышать уровень учебных достижений, развивать и совершенствовать собственную систему знаний абитуриентов), который должен был стать элементом совершенствования системы ВНО и поступления в вузы. Очевидной причиной такого состояния дел является отсутствие профессионального и целеустремленного не столько менеджера, сколько ловкого политического лоббиста, каковым, к сожалению, нынешнее руководство УЦОКО не является, считают в «Опоре».
“Несмотря на несовершенство системы ВНО, нельзя недооценивать ее значение во вступительной кампании, ведь именно тестирование создает одинаковые условия для всех участников процесса проверки знаний, а в дальнейшем обеспечивает равный доступ к высшему образованию. Фактически, это единственная реформа времен независимой Украины, которая продолжает выполнять основную свою функцию, – предотвращать коррупцию в высшем образовании и способствовать равным условиям при поступлении в вузы всем абитуриентам. Опыт общественного наблюдения, которое проводит Гражданская сеть «Опора», показал, что лишь благодаря энтузиазму Украинского и девяти региональных центров оценивания качества образования, которые организуют и проводят проверку знаний, результаты тестирования не были отменены или признаны не отвечающими стандартам независимого оценивания. Кроме того, независимо от смены руководства в стране или профильном министерстве, тестовые задания ВНО за пять лет существования ни разу не стали известны его участникам до момента сдачи экзаменов”, - подчеркивается в сообщении.
Кроме того, по мнению “Опоры”, учет результатов ВНО во время отбора в вузы значительно ослабило влияние администраций вузов на формирование списка студентов-первокурсников. С тех пор началась системная кампания дискредитации ВНО и лоббирование возобновления университетских экзаменов во время вступительной кампании. Введение балла аттестата, дополнительных баллов за довузовскую подготовку и изучение профильных предметов (МАН и олимпиады), наличие вступительных экзаменов на творческие направления подготовки – несколько ослабили значение результатов ВНО при поступлении в вузы, однако не смогло нивелировать ведущую роль в отборе абитуриентов в вузы. Поэтому лоббирование своих позиций со стороны вузов в профильном министерстве продолжается.
«Все законопроекты «О высшем образовании», наработанные различными коалициями ректоров (кроме группы Згуровского), Минобразования, Кабмином предлагают уменьшить роль ВНО и «дополнить» его баллом высшего учебного заведения. Введение дополнительного университетского экзамена аргументируется тем, что система ВНО не позволяет оценить все способности и измерять уровень образованности абитуриентов, а соответственно, и отобрать на обучение лучших из них. В действительности, инициаторы перемен лукавят, ведь лишь несколько вузов в Украине устанавливают минимальный проходной балл для профильных предметов выше 140 обязательных. Поэтому очень часто, даже на места государственного заказа попадают троечники, которых после первой же сессии приходится отчислять. Поэтому и возникают сомнения относительно искренности мотивов возвращения внутренне университетских экзаменов», - отметили в «Опоре».
В сети подчеркнули, что условия приема на 2013 год и Правила приема, утвержденные каждым вузом, не предусматривают никаких дополнительных вузовских экзаменов. 4 января началась плановая регистрация для участия во внешнем независимом оценивании, а уже в июне будет проходить само тестирование. Существующая ситуация для нынешних поступающих неожиданностей не предусматривает. Сохранится ли возможность безкорупционного поступления в вузы в 2014 году зависит от нескольких факторов, отметили в “Опоре”. Первое – способность УЦОКО доказать эффективность и прогресс существующей системы внешнего независимого оценивания, второе – политическая воля Минобразования, Кабинета министров и Верховной Рады утвердить новый Закон «Об образовании» без возобновления практики проведения университетских экзаменов, третье – увеличение финансирования УЦОКО для реализации им основных задач и функций. «Лишь при таких условиях политические заявления отдельных экспертов в области образования и парламентариев перестанут восприниматься как угроза для существующей системы отбора абитуриентов в вузы Украины», - подчеркнули в “Опоре”.<

Теги новостей: