16.04.2010, 14:20

Сквозь чиновничьи преграды

Потребность человека в тепле , равно как и в пище, возникает с самых первых секунд его появления на свет, и в дальнейшем каждый гражданин, каждая семья старается обезопасить и согреть свое жилище. Государство предоставляет своим гражданам такую возможность в виде коммунальных теплопоставляющих предприятий. Однако иногда получается так, что качественней и намного дешевле обогревать свое жилье самим, чем пользоваться услугами коммунальщиков.

Прикасаясь к нерушимому

Ни для кого не секрет, что власти любого города стараются сохранить и вывести либо повысить планку рентабельности своего коммунального хозяйства. Однако они зачастую различными приказами, указами, правилами и распоряжениями нарушают основу нашего законодательства - Конституцию. Сейчас речь идет о набившей уже оскомину услуге, как подача тепла в квартиры горожан. Почему-то никак не хотят понимать наши чиновники, что издавая запрет на отключение от централизованного отопления, они в первую очередь нарушают Конституцию. Именно в ней, ст. 41, определено: «Право частной собственности нерушимо». И если следовать логике, то любой человек или организация, посягающие на квадратные метры частной жилплощади, являются нарушителями Конституции. То есть коммуникации теплосети уже можно рассматривать как посягательство на нашу собственность, потому что именно они как раз и занимают определенное место в квартире, уменьшая ее квадратуру, создают в определенных случаях неудобства хозяину недвижимости. Однако лучше будет, если я все-таки приведу конкретный пример отключения абонента от теплосети. Скажу сразу, это длинный и довольно-таки тернистый путь, который мне пришлось преодолеть в 2006 году, в моем любимом городе Лисичанске. 2006 год, в отличие от 2009, характеризовался тем, что производить отключение квартир лисичан от централизованного отопления было строжайше запрещено, существовал как бы негласный указ властей города использовать малейшую оплошность человека, дабы оставить его в объятиях СП «Лисичансктеплосеть». Это сейчас в Лисичанске относительно легко, горожане по желанию могут установить себе автономное отопление. Как сказал в марте 2009 г. Анатолий Калашник, заместитель Лисичанского городского головы: «Исполком отныне будет оказывать жителям только помощь в установке котлов индивидуального отопления». Но описываемые действия происходили в 2006 году, и первое, что я предпринял на пути к избавлению от пут тепловиков, это явился к ним с заявлением, в котором черным по белому было написано: «В связи с несоблюдением «Правил надання послуг з централізованого опалення, постачання холодної та гарячої води і водовідведення та типового договору про надання послуг з централізованого опалення, постачання холодної та гарячої води і водовідведення...». Однако, как оказалось, данная формулировка не соответствовала стандартному «Заявлению», которое должно было подаваться на подпись директору СП «Лисичансктеплосеть» и образец которого находился в единственном экземпляре где-то и у кого-то. Текст его прост: «Прошу Вас произвести отключение от централизованного отопления. Обязуюсь поддерживать температуру в квартире не ниже 18 С. Претензий к теплосети иметь не буду. Обязуюсь пускать в квартиру работников теплосети в соответствии с действующим законодательством». Естественно, указываются реквизиты: кому и от кого. Вся прелесть такого заявления заключается в том, что человеку необходимо заручиться еще и поддержкой соседей, точнее людей,с которыми желающий установить автономку имеет общие несущие перегородки: стены, пол, потолок, плюс к этому- не дай бог у него окажется хоть гривня долга перед предприятием... В таком случае абоненту просто могут не дать согласие на отключение и будут иметь в суде перед ним весомое преимущество. Фактически это две искусственно сделанных преграды. Ведь согласитесь, если у человека имеется долг, то пожалуйста, подавайте иск в суд, а не навязывайте свои услуги, благодаря которым потребитель загоняется в еще большие долги. Да и соседи ведь бывают разные. И все-таки справившись с поставленной задачей, я положил на стол Федору Васильевичу Негодову, в то время директор СП «Лисичансктеплосеть», свое заявление. Как оказалось - деваться некуда, и Федор Васильевич ставит 3 июля 2006 года на нем свой автограф, но с припиской: «В срок до 15 октября установить индивидуальное отопление». А не тут-то было. Имея на руках уже подписанное Федором Васильевичем заявление о разрешении на отключение от централизованного отопления, я поступил просто - взял и отсоединил свои батареи от тепловых стояков. После  пошел к начальнику нашего участка теплосети с просьбой о составлении им акта по отключению квартиры от централизованного отопления. И вот простейшая процедура, которая, я думал, по времени займет не более двух часов, обернулась фактически тремя месяцами борьбы за свои права. Стоило мне сообщить о необходимости составления акта, как начальник участка сразу же потребовал схему разводки индивидуального отопления, разрешения различных служб и т.д. Шок - это минимум того, что я тогда испытал. Вот скажите, какое дело теплосети — согласовал я или нет разводку своих внутриквартирных коммуникаций с газовой службой или ЛЭО? Ведь для того, чтобы проверить законность установки в квартире гражданина индивидуального отопления, существуют совершенно другие службы и теплосеть к ним явно не относится. Это и был мой приблизительный ответ начальнику участка. В принципе тепловики и не настаивали. Они просто взяли и произвели начисление за свои несуществующие услуги. А Федор Негодов даже прокуратурой мне пригрозил, мол «отвечать будешь за самовольное вмешательство в коммуникации сети». В принципе туда (в прокуратуру) я и отправился сразу же после разговора с директором СП «Лисичансктеплосеть». Объяснил ситуацию, написал заявление на имя прокурора города и стал ждать ответа. Каково же было мое удивление, когда 19 ноября 2006 года из прокуратуры поступил официальный ответ: «... В связи с невыполнением условия об установлении индивидуального отопления и отключением от системы централизованного отопления, нарушается схема теплообеспечения квартир других жителей жилого дома. Таким образом, в действиях администрации СП «Лисичансктеплосеть» нарушений действующего законодательства не усматривается». Ах да, в начале ответа шло перечисление, на основании чего не усматривается. Это различные постановления Кабинета Министров Украины. И ничего, что нарушенная «схема теплообеспечения квартир других жителей жилого дома» так и не была устранена сотрудниками СП «Лисичансктеплосеть» и нормально, что постановлением нивелируются законы. Главное — начисления, которые были произведены коммунальным предприятием, в этом нарушения действующего законодательства контролирующим органом не усматривалось. А вот теперь начинаются интересные моменты. Получив вышеприведенный ответ, ознакомившись с ним, удивившись и немного расстроившись (потому как просто затягивалось время, а теплосеть ведь так и производила начисления за свои «виртуальные услуги»), мною было подано еще одно заявление. В нем, опираясь на законы Украины, в частности — ЗУ «Про захист прав споживачів», на Конституцию Украины, а также на Правила надання послуг з централізованого опалення, постачання холодної та гарячої води і водовідведення», в соответствии с которыми — потребитель имеет право на расторжение договора, мною была повторно озвучена просьба более детально проверить действия администрации СП «Лисичансктеплосеть» и защитить гарантированные гражданину законом права. Не поверите, но ответ пришел в течение двух недель. «Прокуратурой г. Лисичанска рассмотрено Ваше заявление по вопросу выдачи акта об отключении от систем централизованного отопления и снятии начислений по предоплате за август и сентябрь 2006 года. В соответствии с требованиями ст. 41 Конституции Украины и ст. 21 Закона Украины «О защите прав потребителей» администрация СП «Лисичансктеплосеть» обязана Вам выдать акт об отключении от централизованного отопления. Согласно письму директора СП «Лисичансктеплосеть» Негодова Ф.В. Вам будет выдан акт об отключении, начисления по предоплате  будут сняты», - вот таков был официальный ответ Лисичанской прокуратуры. Как видим,проблема решаема. Главное, чтобы человек имел желание ее решить. К сожалению, это только одна сторона медали, а ведь существует и ее обратная сторона. Представьте многоэтажный дом, в котором все жильцы установили в свои квартиры газовые котлы либо перевели на электрическое отопление. Что в таком случае случится с коммуникациями? С водопроводом, канализацией, трубы которых находятся в подвальных помещениях и обогреваться автономным отоплением, естественно, не будут? Правильно — замерзнут. Чем это грозит... Я думаю, каждый из нас может себе это представить. Не в лучшей ситуации окажутся и владельцы автономки, в случае отключения электроэнергии, а такое ведь более чем реально при нашей электропотребляемости. В принципе, вариантов множество. Единственный разумный в нынешней ситуации шаг — создание ОСМД и привлечение инвестора для установки мини-котельной на весь дом. 1. Конституция Украины, статья 41 - Право частной собственности нерушимо. 2. Закон Украины «Про захист прав споживачів», статья 21 - «Нарушения прав потребителей»; пункт 1 - Если при реализации продукции нарушается право потребителя на свободу выбора продукции; пункт 2 - Если при реализации продукции нарушается свобода волеизъявления потребителя. 3. Договор о предоставлении услуг централизованного отопления, подачи холодной и горячей воды и водоотведения, пункт 31 и 32.

Срок действия договора и причины, по которым он может быть расторгнут

Если мотивируют отказ отключения от теплосети приказом Жилкоммунхоза, то
Гражданский кодекс Украины (ГКУ) Статья 4 ч. 5:
«Другие органы государственной власти Украины, органы власти Автономной Республики Крым могут выдавать нормативно-правовые акты, которые регулируют гражданские отношения, лишь в случаях и в границах, установленных Конституцией Украины и законом».
То есть если приказ противоречит закону, то он — незаконный.


Если договора в теплоснабжающей организацией нет

Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» Ст. 19 ч. 1:
«Отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных началах».
ГКУ Ст. 14:
«Выполнение гражданских обязанностей
1. Гражданские обязанности выполняются в границах, установленных договором или актом гражданского законодательства.
2.Лицо не может быть принуждено к действиям, совершение которых не является обязательным для него».

ГКУ Ст. 509 ч. 2
«Обязательства возникают на основаниях, установленных статьей 11 этого Кодекса».
ГКУ Ст. 11 ч. 2
«Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются:
1)договоры и прочие сделки».

Так что если нет договора, нет юридических оснований для взыскания обязательств по оплате ЖКУ, нет и самих обязательств.
Но если услуги предоставляются, то это носит признаки одностороннего договора согласно
ГКУ ст. 626 ч. 2: «Договор является односторонним, если одна сторона берет на себя обязанность перед второй стороной совершить определенные действия или воздержаться от них, а вторая сторона наделяется лишь правом требования, без возникновения встречной обязанности относительно первой стороны».
Подаем заявление в "Теплокоммунэнерго" об отключении от теплосети на основании Закона "О защите прав потребителей" (читайте в «Если договор с теплоснабжающей организацией есть») и ГКУ.

Если договор с теплоснабжающей организацией есть

ГКУ Статья 638.
1. Договор является заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем важным условиям договора.
Важными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, определенные законом как важные или являются необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон может быть достигнуто соглашение.
2.Договор заключается путем предложения одной стороны заключить договор (оферты) и принятие предложения (акцепта) второй стороной.
Тариф является также существенным условием договора.
Статья 652. Изменение или расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств.
1. В случае существенного изменения обстоятельств, которыми стороны руководствовались при заключении договора, договор может быть изменен или расторгнут по согласию сторон, если другое не установлено договором или не вытекает из сути обязательства. Потребитель имеет право разорвать договор по нескольким причинам:
1.Если он не нуждается в услугах.
2.Еслли он не согласен с существенными изменениями договора (тариф).
3.Если договор нарушается (некачественные услуги).
Конституция Украины ст. 41 "Право частной собственности нерушимо".
Закон Украины «О защите прав потребителей» ст. 21 «Нарушения прав потребителей».
1.Если при реализации продукции нарушается право потребителя на свободу выбора продукции;
2.Если при реализации продукции нарушается свобода волеизъявления потребителя.

В Договоре о предоставлении услуг централизованного отопления, подачи холодной и горячей воды и водоотведения в пунктах 31 и 32 указаны срок действия договора и причины, по которым он может быть расторгнут.
Пишем заявление в Теплокоммунэнерго. При отсутствии реакции — в прокуратуру, ссылаясь на вышеприведенные нормативные документы.


 

Рубрика - Правозащитник: 
facebook tweeter live rss