Настольная модель древнего судна
Это такие судомодели, которые сами не плавают, зато исключительно точно передают внешний вид плавающих судов-прототипов.
Не слишком опытные юные судомоделисты, как правило, берутся за них неохотно — отпугивает большой объем работы — хотя иметь у себя дома или в школе музей миниатюрных настольных судомоделей вряд ли кто-нибудь из них откажется. На самом деле работа не так уж и сложна, особенно если использовать новый материал — пластику, выпуск которой освоила уже не одна фабрика. В отличие от пластилина изделия из пластики можно отвердить. Для этого их необходимо потузить в воду с температурой + 18..-+25°, медленно довести воду до кипения (повышая температуру на +3... + 5° за минуту) и прокипятить 10— 15 минут. Другой вариант — выдержать в духовке при температуре +80... + 100° 10—20 минут (в зависимости от размеров). Изделие будет готово, если приобретет цвет кофе с молоком. Поскольку пластика материал довольно твердый, перед началом работы ее следует размять руками либо нагреть в воде или духовке до температуры +30...+40°. Опыт работы с пластикой показывает, что ее ни в коем случае нельзя смачивать водой: к рукам и дощечке, на которой ведется работа, она и без воды не пристанет, зато детали изделия соединяются между собой прочнее и не отваливаются во время термической обработки. Разогревать массу перед работой рекомендуется на батарее отопления. Неотвержденная пластика хорошо поддается давлению, штамповке, хорошо раскатывается и держит приданную ей форму. Будучи отвержденной, легко поддается обработке: пилится, режется, сверлится, шлифуется наждачной бумагой. Склеивать отдельно сделанные детали из пластики можно нитроцеллюлозным клеем или «Моментом-1». Наибольшую прочность соединения обеспечивают эпоксидные смолы ЭДП и ЭКФ. Однако работать с ними лучше в кружке, а если дома, то строго придерживаясь инструкции, так как и сами смолы и их отвердители при неумелом использовании опасны для здоровья. Красят изделия из отвержденной пластики гуашевыми красками, с последующей отделкой любым водоупорным лаком, а также масляными красками, нитроэмалями или поливинилацетатной темперой. Декоративный эффект можно получить, если перед покраской нитроэмалями покрыть изделие из пластики слоем эпоксидного клея. Впитавшись, он придаст поверхностному слою не только дополнительную прочность, но и блеск последующему лакокрасочному покрытию, которое будет выглядеть так, словно наше изделие сделано из фарфора. Но при этом учтите, что в силу особенностей химического состава пластики нитроэмаль без эпоксидной грунтовки будет сохнуть на ней очень долго! Годится для работы и цветная пластика, правда, она выпускается всего трех цветов: желтого, зеленого и красного. Сделать цветовой набор для лепки более разнообразным поможет введение в пластику масляной краски. Разминая пластику с небольшим количеством краски, получают материал практически любого оттенка. Этот способ повышает и пластичность материала, если от превышения срока хранения он немного затвердел. Эффектной и, пожалуй, самой простой является окраска изделий и моделей из пластики нитрокрасками с добавлением в них зубного порошка. Этот прием позволяет добиться характерной матовости окрашенной поверхности и даже отчасти имитировать фактуру ее материала: «под дерево», «ткань». Такая нитрокраска и сохнет быстро и в предварительной грунтовке не нуждается. Добавляя или уменьшая количество порошка в краске, можно разнообразить цветовую гамму. Если вы захотите сделать из пластики модель судна «Ра», то прежде всего, нужно размягчить и раскатать пластику (рис. а, б). Затем из нее вытягивают заготовку, более тонкую к оконечностям (рис. в), которую нужно будет немного расплющить (рис. г). Вытянутые оконечности загибают кверху (рис. д) и получают характерный профиль папирусного судна.
Изготовление модели папирусного судна «Ра»: а — пластика; б — заготовка; в — заготовка с вытянутыми оконечностями; г — расплющивание заготовки; д — загиб оконечностей; е — изготовление булей-наделок; ж — нанесение продольных полос; з — нанесение поперечных углублений; и — реванты паруса; к — готовая модель; 1 — корпус; 2 — хижина; 3 — мачта; 4 — стойка рулевых весел; 5 — рулевые весла; 6 — штыри крепления мачты; 7 — парус Но это еще не все — ведь корпус имел бортовые були-наделки, расширявшие палубу. Их тоже раскатывают из пластики (рис. е) и прикрепляют вдоль бортов (до линии, показанной пунктиром). Соединение с корпусом должно быть прочным, иначе при «отваривании» их в кипящей воде неплотно приделанные були отвалятся. Далее ножом или острым углом металлической линейки по корпусу проводят продольные полосы папирусных связок (рис. ж), для чего корпус модели ставят на днище. Поперечные борозды от стягивающих связки канатов делают металлической линейкой, неглубоко вдавливая ее в пластику (рис. з). Затем следует отверждение готового корпуса 1 в кипящей воде и можно приступать к изготовлению разных мелких деталей. Хижину 2 делают из половины раскатанного из пластики цилиндра с вырезанной внутренней полостью (она видна через открытый вход) и намеченными полосами от плетения и канатов. Мачта 3 традиционной для египтян А-образной формы—из плоских деревянных реек с поперечными креплениями, привязанными нитками крест-накрест. На модели нужно показать систему весел, хотя и не обязательно, чтобы они действовали так же, как на реальном судне. «Ра» управлялся двумя спаренными веслами 5 с большими плоскими лопастями. Они опирались нижней частью на лежащее поперек кормы тонкое бревно. А выше находилась вторая точка опоры — поперечный брус, соединяющий два весла на веревочных петлях. Толкая брус из стороны в сторону, можно было поворачивать весла вокруг продольной оси, как параллельные рули. Весла (их установка показана пунктирной линией) нужно привязать к перекладинам на четырехугольной стойке 4. Устанавливая мачту, обратите внимание, что от каждой перекладины шли канаты крепления к корпусу. Привязывают их к деревянным штырям 6 из спичек. Штыри вклеивают в отверстия на уровне нижней кромки бортовых булей клеем ЭДП. Парус 7 — из ярко-красной бумаги или алого шелка с белым кругом посредине. Чтобы закрепить его на рее, на верхней кромке паруса необходимо вырезать полоски ревантов (рис. и) и обернуть ими смазанный клеем рей. Если парус из материи, то до закрепления на рее его следует накрахмалить и натянуть на стеклянную банку. Тогда он будет казаться наполненный ветром. Если из бумаги — пропитать жидким клеем ПВА и изогнуть, направив на него струю воздуха из пылесоса или фена для укладки волос. Готовую модель красят желтой нитроэмалью с разведенным в ней зубным порошком.