неСКОРАЯ ПОМОЩЬ

Я уверен, все знают, что такое номер 103 (до недавнего времени 03). Эти цифры набираются нами только действительно в экстренных, неординарных случаях, связанных со здоровьем и жизнью людей. Однако, как оказывается, не всегда и данная мера может нам помочь, и человек остается фактически один на один с приступом обострившейся болезни либо тяжелой травмы.

Ударим по давлению цитрамоном

Совсем недавно в одном из городов Луганской области произошел, по моему мнению, странный, не сопоставимый с нынешними реалиями случай. Молодая мама, домохозяйка 24 лет, находилась одна дома со своей двухлетней дочуркой. Отец ребенка был на работе. Может быть, день был такой, потому как впоследствии и медработники ссылались на многочисленные звонки от людей с жалобами на головную боль. Но как бы там ни было, а молодой девушке под вечер стало плохо. Головная боль, тошнота, разноцветные круги перед глазами плюс ко всему непоседа-ребенок. Позвонила мужу, пожаловалась на свое состояние здоровья. Бросив все, последний отправился домой, посоветовав жене вызывать «скорую помощь». Уже на подходе к своему дому у супруга вновь зазвонил мобильный телефон. Это снова звонила жена. Из ее рассказа стало понятно, что «скорая помощь» - не такая уж и скорая... а скорее всего телефонная служба по выдаче советов. Да, в это трудно поверить, но диспетчер станции «скорой помощи» предложил больной воспользоваться домашней аптечкой и принять таблетки: фреган, антипал, в крайнем случае цитрамон... Естественно, первая реакция мужчины - звонок на номер 103. Приятный женский голос в трубке мобильного телефона поведал звонившему, что он соединен со «скорой помощью». Узнав причину звонка, адрес вызова и немного возмутившись, что с диспетчером разговаривают несколько на повышенных тонах, женщина сообщила, что больной был дан совет, как поступать в данном случае. В конце концов, добравшись домой и застав свою вторую половинку без сил лежащую на диване, мужчина, обзвонив всех знакомых и соседей, обратился к матери девушки с просьбой о помощи. Как оказалось, нашлись добрые люди, которые пришли и сразу же, например, измерили давление. Оказалось - 200/160 при весе в 40 кг!!! Все были в шоке (особенно учитывая совет диспетчера выпить цитрамон)! Укололи девушке магнезию, ребенка взяла к себе на время бабушка. В принципе, на этом можно было бы и остановиться. Но это хорошо, что у людей оказались знакомые с медицинским образованием, а если бы не было таковых? Если бы девушка при таком давлении выпила бы таблетку цитрамона, что тогда?

Консультации в телефонном режиме

«Ничего бы не произошло, - говорит главный врач службы «скорой помощи» города N. - Цитрамон, как таковой, расширяет сосуды головного мозга, не повышая при этом давления». Возможно... Хотя имеется и противоположное мнение, высказанное тоже медработниками. Второй момент все-таки касался приезда бригады «неотложки». На этот вопрос главный врач «скорой помощи» и дал очень красноречивый ответ: «Нужна скорая помощь или нет - решает диспетчер. Решает на свой страх и риск. Просто ныне нагрузка такова, что приходится делать выбор. Но в этом случае... Не знаю. Возможно, форма вызова была не так понята диспетчером». Странно как-то все это. Два звонка поступило диспетчеру, а он, точнее она, так и не поняла, что человек нуждается в квалифицированной помощи доктора. «Когда я разговаривала с девушкой, она меня спросила, что делать? Задав ей обычные в нашей практике вопросы, я посоветовала принять некоторые препараты, - говорит диспетчер «скорой помощи». - Если бы произошел повторный вызов, мы бы приехали». Но ведь муж этой девушки звонил!!! А значит был повторный вызов. «Со мной разговаривали на повышенных тонах, а потом положили трубку», - говорит диспетчер. Все правильно, вряд ли от мужчины можно было бы услышать на тот момент слова благодарности в адрес диспетчера «неотложки». «Поймите, у нас очень много ложных вызовов. Да и в тот день многие обращались с головной болью, и мы советовали, как им себя вести», - говорит диспетчер. Вот это уже интересно. Если представить, что всем обратившимся с жалобой на головную болью был дан совет выпить цитрамон... Последствия могли быть самыми непредсказуемыми. Да и вообще, зачем в таком случае существует подобная служба? Легче и намного менее затратно посадить на телефон одного врача, первоклассного специалиста, который и будет всем обратившимся давать советы. От головы — цитрамон, от диареи — гуталакс или пиколакс... Так, со временем, и заживем «нормально».

Нехватка всего...

Понять сотрудников «скорой помощи», конечно, можно. И хулиганы «достают» ложными вызовами, и нехватка персонала, и машин, и бензина, и лекарств, и... В общем, много чего. Но ведь есть и клятва Гиппократа, которую каждый медработник давал. Да и в конце концов, это их работа. На нее ведь никто никого насильно не заставляет ходить. Каждый сам выбирает свою профессию. Но если уж стал человек носить белый халат врача, то и ответственность должна быть соответствующая. К сожалению, нормативные пробелы в нашем законодательстве оставляют слишком много возможностей для оправдания недоработок медицинского персонала. Чего только стоит проблема выбора между «опасным» и «менее опасным» заболеванием, а значит и очередностью в приезде бригады либо вообще в появлении врача. Получается что-то вроде: «К старичку с инфарктом отправим доктора сейчас, а молодому «язвеннику» придется потерпеть». И вот эти профессиональные проблемы здравоохранения в определенный момент могут стать проблемами конкретного человека. И в таком случае человеку без разницы, по какой причине не приехала «неотложка». Не хватает бензина, машин, врачей... Это слабое утешение человеку, который, в лучшем случае, из-за этого может оказаться прикованным на недели к больничной койке. А ведь если разобраться более детально, то подобное поведение работника здравоохранения подпадает и под статью 139 Уголовного кодекса Украины «Непредоставление помощи больному медицинским работником без уважительных причин, если такое непредоставление повлекло или могло повлечь тяжелые последствия для больного». Хотя можно сказать открыто- подобные дела нелегки. И даже в случае положительного исхода, когда ответчиком выступает здравоохранение (нет бензина, машин и т.д.), исполнение решения суда может длиться неопределенное время. Причина банальна. Соответствующие бюджеты вряд ли содержат подобные статьи расходов.

Иван ПОЛУПАНОВ

Рубрика - Правозащитник: 
facebook tweeter live rss