Рисуем "Дубовый лист"
Сегодня мы займемся росписью CCовского камуфляжа, который известен как "Дубовый лист" (Oak Leaf pattern). Камуфляж оправдывает свое название, ведь абрис его пятен действительно чем-то напоминает волнистые силуэты дубовой листвы.
Oak Pattern возник в 1941 году как дальнейшее развитие образца Blurred Edge. Если внимательно рассмотреть эти два образца, то можно увидеть, что оливковые пятна, которые играют роль подложки, одинаковы. Добавив на эту основу еще два цвета, разработчики получили абсолютно новый, очень характерный рисунок. Ткань имела два подвида (А и В, которые незначительно отличались характером рисунка пятен и "размытостью") и выпускалась в двух цветовых вариантах - летнем и осеннем. Летний имел светлые пятна-заполнения травянисто-зеленого цвета, а осенний - охристо-оранжеватого оттенка.
Образец был очень распространен в войсках. Достаточно взять любой набор того же Драгона на ССовскую тематику - и там непременно обнаружится этот камуфляж. Из "Дубового листа" шились практически все камуфляжные предметы обмундирования - палатки-"цельтбаны", блузы, чехлы на шлемы, кепи, двусторонние зимние комплекты, специальные комбинезоны и костюмы для танкистов, униформа образца 1944 года. Стоит также отметить, что несмотря на введение в 1944 году образца Dot pattern, который, по идее, должен был заменить все существующее многобразие рисунков, "Дубовый лист" все-таки был оставлен и производился и в 1945 году.
Роспись, как обычно, нужно начать с поиска хороших фотографий нужного образца в специальной литературе или интернете. На качественном фото можно хорошо разобраться с рисунком, принципом построения и цветовой палитрой камуфляжа. "Дубовый лист" наносился машинным способом и на таких длинных фрагментах, как штанины, без труда можно увидеть ритмическое построение рисунка.
Первый этап - нанесение базового фона, который перед нанесением рисунка должен как следует высохнуть. Здесь мы имеем терракотово-коричневый цвет с теплым оттенком.
Следом нужно внимательно разобраться с кроем обмундирования. Нельзя расписывать камуфляж сплошным монолитным ковром без учета швов одежды. На швах нужно обязательно смещать и сбивать рисунок. На фото многих ССовских предметов обмундирования порой видно, что детали кроились из ткани различных оттенков, а то порой и разного рисунка. Штаны из зимнего комплекта, в которые "одета" наша фигурка имела нашитые усиления коленей, поэтому роспись пятен я начал с этих прямоугольных элементов. Первым наносим оливковый цвет, стараясь сразу уловить характер и масштаб пятен, их взаимное расположение и процент пятен и базового фона. Для себя я определил несколько типов пятен:
- большие "материки", именно по ним в первую очередь виден повторяющийся ритм рисунка. Кое-где на "материках" видны пятна базового коричневого фона. Их можно оставить во время прорисовки пятен, а можно потом сверху нарисовать цветом фона.
- маленькие "островки"
- маленькие пятнышки, здесь они часто спаяны по два
- маленькие "дымные колечки". Их можно сразу рисовать кольцами, а можно сделать оливковым пятном, внутри которого нарисовать коричневое пятно меньшего размера. Это вопрос удобства и личных предпочтений каждого.
Продолжаем роспись оливковым цветом, с учетом найденного принципа и сверяясь с фото. Задняя честь штанов не имела накладных элементов, поэтому там желательно показать ритм повторяющегося рисунка.
Теперь поверх оливковых пятен наносим темно-оливковые, почти черные пятна. они наносятся поверх "материков", но кое-где существуют в виде маленьких отдельных пятен, которые наносятся обособленно или на базовый фон, либо касаются маленьких оливковых пятнышек или "дымных колечек".
На фото я заметил, что "дымные колечки" сами по себе не существуют, они всегда соприкасаются с маленьким черным пятнышком.
Теперь мы вольны выбрать, какой вариант нам изобразить - летний или осенний. Я выбрал летний с травянисто-зелеными пятнами.
Аккуратно наносим светло-зеленые пятна внутри "материков". Краевая линия постоянно должна быть рваной, поэтому очень удобно прорисовывать их не линейным движением кисти, а тычковыми вибрирующими касаниями, маленькими овальными точечками, которые наберут в массе пятно. Старайтесь не вылезать за пределы оливковых и черных пятен.
На "Дубовом листе" светло-зеленый цвет нигде не соприкасается с базовым коричневым, любое светло-зеленое пятно имеет оливковую или черную обводку. Этот момент мне показался наиболее трудоемким и определяющим.
Теперь нужно нанести темные пятнышки на поверхность светло-зеленых и подправить огрехи - например восстановить разделительную обводку между светло-зелеными пятнами и базовым коричневым фоном (см. предыдущий пункт). Наш "Дубовый лист" полностью нанесен.
Теперь нужно подчеркнуть объем штанов, чтобы они смотрелись выразительнее. Обычно камуфляжи не требуют сильной тонировки - легкими (чтобы не заглушить и не перебить рисунок пятен) лессировками я проработал самые активные складки. С высветлениями поступил иначе - высветлил только базовый фон (не трогая пятен) на самых выступающих местах - крупных складках и коленях.