Сборка модели «из коробки». Выбор вашей первой модели.
Выбор самой первой модели - занятие не самое простое. Модели довольно сильно отличаются друг от друга с точки зрения сложности сборки и окраски. Тем не менее, выбор очень широк.
Во-первых постарайтесь достать модель хорошо известной фирмы, имеющей в своем «арсенале» широкий ассортимент копий бронетехники. Во-вторых, при покупке не стоит смущаться большим количеством деталей, указанных на коробке. По своей природе модели бронетехники всегда содержат большое количество деталей. В-третьих не беспокойтесь об аккуратности сборки и аутеничности копии. Нередко копия и оригинал имеют сильные расхождения, однако не стоит забивать себе голову при сборке самой первой модели такими тонкостями.
Со временем вы приобретете необходимые знания и опыт, вот тогда копийность и станет главным критерием. Помните многие «старые» модели (разработанные давно) имеют недостатки, обусловленные ограничениями существовавших прежде технологий. Их сравнение с современными богато детализированными изделиями способно повергнуть опытного моделиста в ужас Пример «древних» технологий- отлитый заодно с корпусом шанцевый инструмент. На современных моделях лопаты, ломы и прочие кирки обязательно даются отдельными деталями.
Как же учесть все тонкости, не вскрывая коробки? Проще всего проконсультироваться у продавца специализированного магазина или взять с собой в поход за копией моделиста со стажем.
Основные инструменты и материалы моделиста: листовой полистирол, надфиль, модельный нож, маскировочная самоклеющаяся лента, кисточка, клей, модемная шпаклевка, пилки для ногтей.
Детали от рамок следует аккуратно отделять модельным ножом.
Инструменты и материалы.
Для сборки необходимо оборудовать рабочее место. Совсем необязательно это место должно быть стационарным: очень многие превосходные копии рождались на банальных кухонных столах. Действительно необходимы лишь ровная поверхность и достаточное освещение. Как ни странно большую роль в процессе изготовления модели играет цвет и фактура пола. Существует железный закон: чем мельче деталь, тем скорее она упадет на пол. Если пол имеет тот же цвет, что и отливка, то вы рискуете потратить массу времени и нервов на поиски зловредной финтифлюшки. Точно также трудно искать упавшие со стола из рук-граблей детали на многоцветном полу.
Для сборки вам понадобятся следующие инструменты:модельный нож шкурка различной зернистости; клей; модельная шпаклевка; ряд других инструментов, в частности кусачки, иглы различных диаметров, зажимы для фиксации склеенных деталей, маскировочная лента и т.д.
Приступим к работе.
Величайшей проблемой, при сборке моделей, является вечное стремление деталей, особенно мелких, упасть на пол и потеряться. К сожалению приходится констатировать скорбный факт: на сегодняшний день не существует методов борьбы с подлыми деталями. Даже при аккуратном отделении деталей от литника и внимательной склейке всегда найдется какая-нибудь прыткая деталюшка. Проблему нельзя устранить, но можно минимизировать за счет грамотной организации рабочего места. Старайтесь держать рабочий стол по возможности чистым, а все детали и литники хранить только в коробках, а не раскладывать их по столешнице.
Другой подстерегающей моделиста опасностью являются разливы клея. Хорошо если клей пролился на стол или на пол- тут с вами вряд ли согласится ваша жена, или мама:-), а если на полусобранную модель? Избежать пролития клея можно, если воспользоваться расфасованной в тюбики продукцией фирм Ревелл, Академия или установив пузырек с жидким клеем в высверленное в деревянном бруске под диаметр пузырька гнездо.
Посте проведения необходимых работ на рабочем столе в соответствие с требованиями научной организации труда можно открывать коробку с моделью. Отделять детали от литников и проводить сборку следует строго по инструкции, вложенной в коробку с моделью. Прежде чем приступить к сборке внимательно изучите инструкцию. Особое внимание обратите на ключевые моменты сборки, от правильного выполнения которых зависит сборка всей модели. Не менее внимательно изучите отливки, осмотрев их на предмет наличия облоя, непроливов, присутствия следов от толкателей. Вы должны ясно представлять себе какие детали на каких рамках находятся. Отделяйте от рамки только те детали, которые вы будете сразу клеить.
Подготовка деталей к сборке.
Детали следует отделать от литники остро заточенным модельным ножом. Старайтесь отделять деталь одним движением ножа, второй «пропил» ножа может пройти в другом месте, повредив саму деталь. Внимательно осмотрите отрезанную деталь: нет ли заусенцев, следов по линии разъема форм. В случае наличия дефектов их следует удалить модельным ножом, или шкуркой. Удаление линий разъема форм - задача непростая.
Удаление модельным ножом остатков пластика но линии разъема форм. Лезвие ножа находится перпендикулярно поверхности, с которой удаляется пластик.
Царапины, от наждачной шкурки, удаляются полировкой.
Удалите следы от толкателей . Если они выступают - то срежьте если вдавлены в деталь - зашпаклюйте, а потом зачистите.
Удаление литьевого шва посредством электромоторчика и пилки для ногтей. Частота вращения электродвигателя должна быть небольшой, чтобы пластик не нагревался от трения.
По наличию или отсутствию на собранной модели таких линий легко определить уровень мастерства сборщика. Точно как и кружки от толкателей, выпихивающих готовую отливку из формы. В отличии от выступающих линий, кружки часто бывают вдавлены в детали модели: в этом случае их требуется шпаклевать. Производители моделей стараются делать свои изделия так чтобы следы от толкателей оставались на внутренних, невидимых на собранной модели поверхностях, однако добиться этого возможно не всегда.
Круглым надфилем зачищается отверстие втулки колеса. Все мелкие детали, чтобы не потерять, храните в коробочке, например - в спичечном коробке.
Определенные трудности представляет собой сборка ходовой части танков, в случае если вы желаете сделать опорные катки, ведущие колеса и ленивцы вращающимися. Здесь можно посоветовать лишь быть предельно аккуратным и не забыть провернуть колесо через несколько минут после склейки.
Существует несколько тонкостей в работе с клеем. Во-первых не наносите клей аппликатором - для аккуратной сборки этот метод излишне груб. Лучше воспользоваться старой кисточкой №0 (можно и новой, но жалко). Наносить клей следует только в месте контакта.
Самый простой способ склеить крупные детали - приложить их друг к другу и сверху капнуть жидкий клей. Клей растечется по швам под действием капиллярного эффекта.
Знаменитая фраза из всех модельных инструкций «нанесите клей на обе склеиваемые детали, а затем прижмите их друг к другу и зафиксируйте» абсолютна справедлива, но применима к достаточно крупным деталям. Иные мелкие части лучше приложить друг к другу «на сухую», капнув затем на место стыковки чуть-чуть жидкого клея. Под воздействием капиллярного эффекта клей сам затечет в место соединения. Важно, чтобы клей не попал на пальцы, когда вы будете держать детали, иначе легко испортить поверхности модели своими отпечатками.
При сборке моделей бронетехники к фиксирующим склейку резинкам прибегать приходится не так уж и часто. Однако при использовании резинок следует быть внимательным - стараться не допустить контакта резины и клея, лучше в месте клеевого шва подложить под резинку деревянные брусочки.
Сборка.
Обязательно перед склейкой убедитесь в возможности сборки деталей без подгонки, приложив их одну к другой. При необходимости следует но подточить одну из них, или обе. Постоянно сверяйте свои действия с инструкцией, но помните, что ошибки в инструкции (перепутаны номера деталей, «право» и «лево», верх и низ) не являются столь уж большой редкостью даже у известных фирм. Далеко не всегда следует смазывать клеем всю контактную поверхность деталей, важно лишь чтобы они надежно держались после склейки По возможности опорные катки и колеса кодовой части следует сделать вращающимися. Вращающиеся катки облегчат окраску резиновых бандажей и приклейку траков гусениц.
Клееные швы.
Одним из преимуществ моделей бронетехники перед другими является то, что технологическое членение модели предельно близко к технологическому членению прототипа, а значит места соединения деталей модели находятся там же где контактируют детали реальной машины. Собиратели моделей самолетов особенно хорошо могут прочувствовать это преимущество пластиковых танков. Наибольшие проблемы с точки зрения зачистки клеевого шва вызывает ствол танковой пушки. Ствол собирается из двух половинок. Если шов тщательно не зачистить, то внешний вал собранной модели будет испорчен - пушка едва ли не самый бросающийся в глаза предмет модели танка.
Наиболее простой способ избавиться от шва заключается в следующем: налить на стыковочные поверхности клея больше, чем обычно. Так. чтобы после сжатия он выдавился наружу. После полного высыхания клей удалить ножом, а ствол зачистить шкуркой.
ЗАДЕЛКА ШВОВ
При склейке на контактные поверхности нанесите избыточное количество клея, клеи должен выступать из шва. Склеиваемые поверхности сильно сжимаются.
После полного высыхания удалите выступающий клей.
Чтобы восстановить круглое сечение наносится шпаклевка, которая после высыхания обрабатывается шкуркой. Данную операцию возможно придется проделать несколько раз.
Когда красить?
Изучая инструкцию, обратите внимание на детали, которые должны быть окрашены до окончательной сборки модели. Имеет смысл пометить их цветным фломастером или ручкой. чтобы не забыть в процессе сборки. С другой стороны вы можете и игнорировать рекомендации по окраске мелких деталей до окончательной сборки. Практика показывает, что для бронетехники удобнее красить «мелочевку» на уже собранной модели.
Когда красить ту или иную деталь, до или после сборки вам подскажет лишь опыт, которого еще предстоит набраться.
Сборка отдельных узлов.
Модель разбита на отдельные сборочные узлы. Зачастую окраску удобнее производить не целиком модели, а именно по подсборкам. К примеру, не имеет смысла приклеивать до покраски на модель самоходного орудия артиллерийскую часть. Опять же изучив инструкцию решите для себя какие подсборки вы будете красить отдельно, а какие - вместе с моделью. Исходя из этого планируйте свою работу по сборке модели. Часто полезно перед склейкой окрасить изнутри корпус и башню, поскольку интерьер будет виден через открытые люки.