24.11.2009, 20:11

Сборка модели «из коробки». Выбор вашей первой модели.(продолжение)

Гусеничная лента (гусеница) — замкнутая сплошная лента или цепь из шарнирно-соединённых звеньев (траков), применяемая в гусеничном движителе. На внутренней поверхности гусеницы имеются впадины или выступы, с которыми взаимодействуют ведущие колёса машины.

Траки и гусеничные ленты.

На большинстве моделей бронетехники гусеничные траки изготовлены из достаточно гибкого резиноподобного материала, такого как винил. Такой материал не всегда поддается склейке, поэтому соединять траки или гусеницы приходится нагревом. Наиболее предпочтителен раскаленный гвоздь, но известны случаи использования для «сварки» даже зажженной сигареты. Главное не перестараться.

Несколько слов о гусеницах реальных танков. Натяжение гусеничной ленты является критическим фактором. Слишком сильное натяжение может привести к обрыву гусеницы, слишком слабое - спровоцировать срыв гусеницы с ведущею колеса. На большинстве образцов гусеничных машин натяжение гусениц регулируется перемещением ленивца вперед или назад. Оптимальное натяжение гусениц зависит от типа машины. На танках, имеющих ходовую часть с поддерживающими роликами, таких как PzKpfw IV и «Шерман» провисания гусеницы может не наблюдаться вообще. Правда, на многочисленных снимках PzKpfw IV заметен небольшой провис верхней ветви гусеницы между поддерживающими роликами. На танках с высоким расположением ведущих колес и без поддерживающих роликов провисание гусениц весьма значительно. К таким машинам относится большинство советских танков, германский «Тигр», американский бронетранспортер М113.

Добиться реалистичного провисания траков гусениц на модели довольно сложно. Особенно сложно это сделать в случае комплектации модели резиноподобными гусеницами. Натяжение гусениц можно регулировать так же как и на прототипе- смещая вперед-назад ленивцы. В выбранном положении ленивцы приклеиваются. Прежде чем надеть гусеницы следует дать хорошо просохнуть клею, желательно ставить гусеницы через сутки после приклеивания ленивцев.

Методов имитации провисания верхней ветви гусениц масса. Для случая резиновых гусениц подходит следующий простейший способ: между поддерживающими роликами на одной линии с их осями к корпусу приклеиваются стержни темного цвета. После абсолютного высыхания одеваем гусеницу так чтобы стержни отжимали ее верхнюю ветвь вниз. Из-за темного цвета стержни не будут
сильно бросаться в глаза. Добиться провисания наборной из отдельных траков гусеницы много проще, но важно опять же не переусердствовать и соблюсти примерно одинаковую сгрелу провеса гусеницы между роликами.

У модели самоходной гаубицы М7 можно сделать подвижную ходовую часть. Опорные катки и тележки подвески должны вращаться. Рабочая ходовая часть вовсе не предназначена для того, чтобы модель катали по полу, как ребенок любимую игрушку. Благодаря подвижным элементам ходовой части копию можно просто поставить на подставку, имитирующую пересеченную местность.

После приклеивания бортов корпуса и последующей просушки необходимо зашпаклевать щели. Обычно зачистку делают соскребывая остатки клея и шпаклевки модельным ножом, лезвие которого необходимо держать к поверхности под прямым углом, зачистить клеевые швы. Будьте внимательны и аккуратны, все допущенные на данном этапе огрехи вылезут после окраски копии.

При соединении резиновых гусениц необходимо расплавить соединительные штыри кончиком нагретой отвертки. Удерживайте гусеницу в одном положении, пока резина не остынет.

Натяжение гусеницы регулируется перемещением вперед-назад ленивца. Приклеивать его желательно уже после регулировки провиса гусеничной ленты, но со снятой гусеницей.
Литые тросы из пластика выглядят далекими от реальности, лучше их заменить свитыми из тонкой проволоки. От старых следует взять лишь коуши. В коушах высверливаются отверстия в которые на суперглю вклеивается новый трос. Приклейте небольшие бруски пластика, чтобы ликвидировать эффект прогибания. Между брусками остается зазор для зубцов траков. Теперь траки лежат на пластиковых брусках, эффект прогибания исчез.

Согласно инструкции и наставлениям гусеницы не должны провисать на поддерживающих роликах, но в полевых условиях провисание наблюдалось почти всегда.

Имитация провисшей гусеницы.

Гусеницу можно притянуть к каткам с помощью простой черной нитки, продетой через траки.

Штыри на рисунке показаны для наглядности большими, чем в действительности. Если нет иной возможности сделать гусеницу провисшей, тогда используйте металлические штыри, их крепление на внутренней части борта корпуса показано на рисунке.


Небольшие доработки модели.

Небольшие доработки, придающие модели более реалистичный внешний вид вполне доступны для исполнения даже начинающим моделистам. Самое простое- высверливание стволов пушек и пулеметов. Не стоит просверливать ствол на всю длину- достаточно лишь наметить канал на глубину 4-8 мм., а у пулеметов можно вообще ограничиться намеченным иглой отверстием. В случае ствола солидного калибра имеет смысл сначала высверлить гнездо сверлом небольшого диаметра, а затем повторить операцию сверлом, диаметр которого примерно соответствует требуемому калибру. Главное- тщательная центровка отверстия по отношению к стволу. Бросаться в глаза будет не глубина канала, а его несоосность.

Другой широко распространенной доработкой является замена литых поручней «из коробки» на самодельные проволочные. Для изготовления поручней лучше всего подходит одножильный медный провод. Клеятся такие поручни клеем Супер Глю. Реалистичности прибавит и замена пластиковых тросов на проволочные.

Значительно улучшают внешний облик модели различные отверстия, которые есть на прототипе, но нет на копии. По крайней мере отверстие в стволе орудия следует сделать даже начинающим моделистам. На верхнем снимке отверстие выбирается модельным ножом, ни нижнем - сверлом.

Одним из преимуществ изготовления моделей бронетехники является возможность окраски после полной сборки. Сам процесс окраски и отделки модели танка или самоходки проще художественных работ с моделями других типов. Первая заповедь моделиста гласит: «Красим в попом случае, далее если пластик по жизни имеет правильный цвет». Поверхность «голого» пластика всегда будет выглядеть не реалистично.

Окончательная проверка.

Внимательно осмотрите собранную модель. Даже опытные моделисты нередко с удивлением находят, что забыли приклеить пару- другую деталей. Обратите внимание не бросаются ли в глаза следы клея, остатки литников, не удаленные заусенцы, следы толкателей, облой по линии разъема литьевых форм. Все дефекты следует удалить. Нередко удалить следы клея уже невозможно. В таком случае стоит попробовать сымитировать в месте пятна от клея повреждение ганка или залепить его «грязью», сымитированной шпаклевкой.

После осмотра можно заняться окраской собранной модели.