31.01.2010, 21:52

Технология изготовления круглых реек

Очень часто при изготовлении построек для диорам моделисты сталкиваются с проблемой изготовления сооружений из брёвен. Основное препятствие - где достать необходимый для работы материал. Задача решается на самом деле достаточно просто. Способ превращения квадратных реек в круглые совсем не сложен.

Для работы потребуются рейки квадратного сечения, причем размер квадрата должен несколько больше , чем диаметр будующего бревна. Для диаметра 5 мм я использую рейку сечением 5,5х5,5. Желательно, чтобы древесина была по возможности без сучков и косослоя. Рейки могут быть длинной и до метра, хотя я рекомендую на первых порах не жадничать - с более коротким материалом работать проще. После того как мы напилим достаточное количество реек, их необходимо немного заострить. 

Главным инструментом для обработки изделия у нас будет плашка, она же лерка. Это приспособление для нарезание наружной резьбы. Лучшие результаты получаются при использовании плашек с мелким шагом резьбы, т.к. они имеют более мелкий зуб и меньшую высоту профиля. Плашка закрепляется в патроне токарного станка (илл. 3). Рейку берём плоскогубцами - ни в коем случае не голыми руками!!! Обороты на токарном станке лучше выбрать максимальные - чем выше, тем чище обработка. 

Самое главное при обработке - правильно заправить рееку в плашку. Как только рейка зашла, подаём её вперёд, при этом плотно удерживаем плоскогубцами. Если рейка выскочила, сорвалась - ни в коем случае не пытайтесь остановить её руками! Выключите станок, снова зажмите её плоскогубцами и продолжайте работу. При продвижении реек вперёд их необходимо постоянно перехватывать, чтобы расстояние до плашки не было слишком большим , т.к. они достаточно тонкие и могут сломаться. Подачу рейки необходимо выполнять по возможности без перекосов и с постоянной скоростью.

Примерно через 2-3 прохода станок выключается и боковые отверстия плашки очищаются от опилок. Это можно делать не снимая её со станка. 

Таким способом можно получать бревнышки практически любого диаметра. Он ограничивается только диаметром отверстия внутри шпинделя . При диаметре рейки больше 8 мм рекомендую использовать простейщий кондуктор для облегчения удержания заготовки. Он представляет собой стальную пластину с квадратным отверстием , через которое рейка должна проходить с минимальным усилием. Кондуктор закрепляется на резцедержателе, настраиваясь по высоте центря вращения.

 

Совсем немного усилий, и у вас дома образуется запас пиломатериалов на любой вкус. К сожалению, таким способом можно получать изделия с минимальным диаметром 5 мм, более мелкие брёвнышки получаются корявенькие. Надеюсь, мои советы окажутся полезными для многих посетителей сайта.
 

Олег Геращенко

Комментировать
Цитировать
facebook google+ tweeter live rss