03.02.2011, 14:05

130 лет со дня рождения Климента Ворошилова

Для миллионов советских людей он стал легендой еще при жизни, первым красным командиром и героем гражданской войны. Его именем называли города и заводы, корабли и танки. В тоже время многие историки указывают на причастность Ворошилова к гибели десятков тысяч людей. Кем же в действительности был наш знаменитый земляк – гениальным и бесстрашным полководцем или безропотным исполнителем воли Сталина?

Легенда при жизни и после смерти
Климент Ворошилов родился 4 февраля 1881 года в селе Верхнее Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне – Лисичанск), в семье рабочего-железнодорожника Ворошилова Ефрема Андреевича и подёнщицы Агафоновой Марии Васильевны. С семи лет работал пастухом, потом – шахтером. В 1896 году устроился на Юрьевский металлургический завод, а с 1903 года трудился в Луганске на паровозостроительном предприятии.
Революционную деятельность начал в начале 20 века, когда вступил в партию большевиков. За это неоднократно подвергался арестам, отбывал ссылку.
В ноябре 1917 года, в дни Великой Октябрьской революции, Ворошилов был комиссаром Петроградского военно-революционного комитета
Вместе с Феликсом Дзержинским вел работу по организации Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК). В начале марта 1918-го Ворошилов организовал Первый Луганский социалистический отряд, оборонявший город Харьков от германо-австрийских войск. Он был членом Реввоенсовета и одним из организаторов 1-й Конной армии, которой командовал Семен Буденный.
В 1921 году Ворошилов участвовал в подавлении Кронштадтского антисоветского мятежа. В 1921-1924 годах он – член Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б), командующий войсками Северо-Кавказского военного округа. В 1924-1925 годах – командующий войсками Московского военного округа.
После кончины Михаила Фрунзе Ворошилов возглавил военное ведомство СССР: с 6 ноября 1925 года по 20 июня 1934 года – нарком по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета СССР; в 1934-1940 годах – нарком обороны СССР.
Всего Ворошилов провел во главе военного ведомства почти 15 лет, дольше, чем кто-либо другой в советский период. Он имел репутацию преданного сторонника Сталина, поддерживал его в борьбе с Троцким. А в конце 1920-х годов Ворошилов является автором книги «Сталин и Красная Армия», возвеличивающей роль Сталина в гражданской войне.
В ноябре 1935-го ЦИК и Совнарком СССР присвоили пяти крупнейшим советским полководцам новое воинское звание «Маршал Советского Союза». В их числе был и Климент Ворошилов. Но уже спустя пять лет Сталин лишил Ворошилов поста наркома обороны за неудачи в советско-финской войне.
В годы Великой Отечественной войны Ворошилов неоднократно назначался на командные посты, в 1943-м участвовал в работе Тегеранской конференции.
В послевоенные годы Ворошилов семь лет занимал пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Находясь в этой должности, он лично подписал Указ о создании КГБ. В 1957 году он входил в «антипартийную группу». В отличие от ее лидеров, Климент Ворошилов не был исключён из партии, а лишь подвергнут критике на XXII съезде КПСС.
Умер он на 89-м году жизни 2 декабря 1969 года. Похоронен на Красной площади в Москве у Кремлевской стены.
В честь Ворошилова при его жизни были названы или переименованы ряд городов. Луганск дважды переименовывался в Ворошиловград, Коммунарск (Алчевск) и Ставрополь – в Ворошиловск. Уссурийск, что на Дальнем Востоке, – в Ворошилов.
В 1932 году был утвержден нагрудный знак «Ворошиловский стрелок» для награждения метких стрелков. В честь Ворошилова была названа серия тяжелых танков КВ (официальная расшифровка – Клим Ворошилов) Путиловского завода.
В 1941-1992 годах имя Ворошилова носила Военная академия Генерального Штаба Вооружённых Сил СССР.
Именем Ворошилова названы улицы в 15 городах России и множество населенных пунктов Украины. Так, в Лисичанске, помимо улицы, и есть мемориальный бюст, а в Луганске – одноименные музей и памятник.

Большой террор и «ворошиловская» амнистия
Во время сталинских репрессий против командного состава Красной Армии, которые историки называют Большим террором, Ворошилов в числе других участвовал в рассмотрении так называемых «списков»  – перечней лиц, репрессированных с личной санкции Сталина. Подписи на списках означали вынесение обвинительного приговора. Подпись Ворошилова присутствует на 185 списках, по которым были осуждены и расстреляны более 18 тыс. человек. В их числе – 142 командира Красной Армии.
Вот что пишет на эту тему известный российских историк и публицист Рой Медведев в книге «Они окружали Сталина»: «…никто из видных начальников не мог быть арестован без ведома и согласия наркома обороны. И Ворошилов всегда давал такое согласие. Без преувеличения можно сказать, что основная и лучшая часть руководящих кадров Красной Армии и Военно-Морского флота была безжалостно перебита в 1936-1938 годах. И эти люди погибли не на поле боя, а в подвалах Лубянки и других тюрьмах страны… Главная ответственность за поражения первого периода войны лежит, конечно, на Сталине. Но спрос с Ворошилова также очень велик. Он виноват в том, что допустил избиение военных кадров».
У нашего местного историка, директора Лисичанского краеведческого музея Петра Блидченко свое видение на этот счет.
– Я не оправдываю участников тех трагических событий, – говорит Петр Михайлович. – Но мне всегда хотелось спросить авторов подобных строк: а каким путем, и какой ценой мог воспрепятствовать этому Ворошилов, и имеются ли у авторов имена исторических личностей, которым удалось противостоять Сталину, оставшись при этом в живых?
Блидченко приводит мнение другого нашего современника, генерала Щербакова, который в свое время являлся главой Секретариата Маршала Советского Союза Климента Ворошилова.
«Материалы по делу так называемого заговора в Красной Армии присылали из НКВД, – вспоминал Щербаков. – Климент Ефремович за голову хватался, когда читал их. А для того, чтобы доказать невиновность кого-либо из обвиняемых, Ворошилову нужно было противопоставить аппаратуре наркома внутренних дел свой аппарат наркома обороны. Иными словами: проводить собственное расследование. Мог ли он пойти на это?».
– Став главой государства после смерти Сталина, Ворошилов одним из первых подписал Указ об объявлении широкой амнистии, на основании которой из тюрем и лагерей были освобождены сотни тысяч заключенных, – продолжает Петр Блидченко. – Об этой амнистии люди старшего поколения помнят до сих пор, она получила название «ворошиловской». Несомненно, для множества людей она была большим благом: в сталинские времена длительные сроки заключения получали многие и за весьма незначительные нарушения.
Так или иначе, участие Ворошилова в сталинских репрессиях до сих пор активно подтверждается или опровергается как историками, так и писателями-монографистами.

Неизвестный Ворошилов
В середине декабря прошлого года жительница Лисичанска Ольга Сергеева в своем письме в редакцию газеты «Час Пик» рассказала об одном малоизвестном факте из жизни Ворошилова.
Дело было так. В 1919 году в Верхнем располагался штаб Первой конной армии, возглавляемой Семеном Буденным. Там находился и член Реввоенсовета Климент Ворошилов. Однажды к нему как к земляку обратились рабочие содового завода с просьбой вооружить их для борьбы с белогвардейцами. Ворошилов приказал выдать оружие. Однако вооруженные содовики неожиданно открыли огонь по «буденовцам». Завязался бой, в результате которого рабочие потерпели поражение. Оставшихся в живых расстреляли, как предателей. А погибшим в этом бою красноармейцам поставили памятник в заводском сквере, как лисичанам, отдавшим жизнь за Советскую власть.
По мнению Ольги Сергеевой, именно из-за этой трагической истории, Ворошилов в дальнейшем отвергал все предложения назвать Лисичанск его именем.
…Сегодня все желающие могут побывать на тематической выставке из фондов Лисичанского краеведческого музея, посвященной 130-й годовщине со дня рождения Климента Ефремовича Ворошилова, – одной из самых противоречивых фигур в советской истории и нашего с вами земляка.

Подготовил Валерий КИХТЕНКО
 <

Статьи: