14.09.2012, 00:28

Сергей Кривонос. Разбор его стиха

Петр Владимиров | Все новости автора

   Начинаем? Вот это, собственно, и есть лито. Остальное - разговоры. С согласия Сергея взял его "любой" стих из его кабинета в "стихи. ру". Первый стих во всем списке.


  Смешались мрак и свет, крылатость и бескрылость...
Сергей Кривонос. Член Союза писателей Украины, МСПС, МСПУ.<


  Смешались мрак и свет, крылатость и бескрылость.
Я к Вам не достучусь, не докричусь.
Лишь только тень моя приблизиться решилась,
А я застыл на месте и молчу.

  Сейчас бы в тишине писать стихотворенья,
Выстраивать слова в шеренги строк.
Но словно бы в цепях, стою в оцепененье,
И мир весь, как строка, — наискосок.

  Не обижайтесь, Вы — губительно красивы,
К Вам обратиться страшновато мне.
И непривычная, трусливая стыдливость,
Конечно же, оправдана вполне.

Сбежать бы от проблем, от всех забот отчалить,
Поймать и удержать счастливый миг,
Но под руку стою со спутницей-печалью
И бьется в горле мой бескрылый крик.

  И кто, не знаю, Вас возвышенней и чище?
Вы мне нужны, как берегу — волна.
Хотя поэт почти всегда бывает нищим,
Поэзия — богатая страна.

  В ней чужестранцы — лживость и трусливость
Вас поведу туда сквозь рифмы строк…
А тень моя еще немного удлинилась,
Застыв, как верный пес, у Ваших ног.

Разбор.
Вначале просто читаем и оцениваем как читатель. Теперь с пристрастием.

  Смешались мрак и свет, крылатость и бескрылость.
Я к Вам не достучусь, не докричусь.
Лишь только тень моя приблизиться решилась,
А я застыл на месте и молчу.

  Первая строка смущает красивостью. Особенно - крылатость и бескрылость. Но больше беспокоит алогизм. Я к Вам не достучусь, не докричусь. Как он хочет к ней! Но тут же -
Лишь только тень моя приблизиться решилась. А сам же он ломился к ней, теперь говорит, что только тень смелая, а он не решается. Чувствуете противоречие: ломился и не решается, застыл и молчит. Так ты застыл и молишь или не достучишься? Молчишь или "не докричусь"?


  Сейчас бы в тишине писать стихотворенья,
Выстраивать слова в шеренги строк.
Но словно бы в цепях, стою в оцепененье,
И мир весь, как строка, — наискосок.

  Вот это переход! Кричал, стучал, молчал, тени завидовал... и бац - стихи в тиши. Вы теперь верите, что ОНА была ему нужна? К рифме стихотворенье - оцепененье еще добавить бы варенье, и был бы полный примитив. К тому же, это не разговорная речь, чтобы заменять стихотворение и оцепенение на - стихотворенЬЯ, оцепененЬЕ. Сейчас бы в тишине писать стихотворенья... а кто мешает, что так тоскуешь? Пиши! К ней надо стучаться? Ключевое слово "надо", потому что ни о каком чувстве речи быть не может, если он покричал, постучал, зевнул и резко захотел писать стихотворения. Напоминает анекдотическую ситуацию, когда М пригласил на ночь Б и всю ночь читал ей стихи. Но словно бы в цепях, стою в оцепененье... на грани фола. Вроде бы и звукопись хорошая, и образ есть, но опять таки - карточный домик. После того как он ушел (хотел уйти) писать стихи - не верится в цепи. И мир весь, как строка, — наискосок. Пьяный что ли? Строка - прямая, почему наискосок? А мир наискосок? Это как? Тоже "после литры выпитой?


 Не обижайтесь, Вы — губительно красивы,
К Вам обратиться страшновато мне.
И непривычная, трусливая стыдливость,
Конечно же, оправдана вполне.


  Не обижайтесь, Вы — губительно красивы.... За что ей обижаться, что красивой назвал, да еще усилил эту красоту словом роковым - "губительно". Если бы ты ее крокодилом назвал - обиделась бы точно, а так за что? К Вам обратиться страшновато мне. Не трусь обращайся. Правда, зачем она тебе, подумай. Может лучше - стихи в тиши? И непривычная, трусливая стыдливость - это плагиат у самого себя - из первой строфы - Лишь только тень моя приблизиться решилась,
А я застыл на месте и молчу.


  Сбежать бы от проблем, от всех забот отчалить,
Поймать и удержать счастливый миг,
Но под руку стою со спутницей-печалью
И бьется в горле мой бескрылый крик.

  Сбежать бы от проблем, от всех забот отчалить... - тоже было: хотел стихи в тиши писать. Поймать и удержать счастливый миг... это же не рыба. Да и в чем для ЛГ счастливый миг: стихи в тиши или докричаться? Все потому - что раздвоение темы, а оно потому, что нет настоящего чувства, единого, "единящего", а так - игра в него (для стихов). Но под руку стою со спутницей-печалью. Это смысловой... какой еще там хотите - оксюморон. На фига ее под руку брал? Еще бы на брудершафт с ней выпил. Или тебя к ней цепями приковали? И ты в оцепененЬЕ?
И бьется в горле мой бескрылый крик. А с крыльями он бы горло поцарапал. Крик - мутант прежде сказанного: крылатость - бескрылость по ассоциации. Аукнулся прежний образ.


  И кто, не знаю, Вас возвышенней и чище?
Вы мне нужны, как берегу — волна.
Хотя поэт почти всегда бывает нищим,
Поэзия — богатая страна.

  И кто, не знаю, Вас возвышенней и чище? - Самая высокая полка в бане. Как говорят, самая чистая любовь - после бани. Если серьезно, как-то "чище" не при делах. Именно сравнительная степень прилагательного. Вы мне нужны, как берегу — волна. Да не нужна берегу волна, она его размывает. Ну и сравнение. Еще бы сказал - как цветку жара. Хотя поэт почти всегда бывает нищим... На этой строке спотыкаюсь... .почти всегда бывает - это не поэтическое сочетание. Поэзия — богатая страна. "Богатая" - все равно тянет на денежные знаки. Нет чистоты сравнения. Кто додумает, сообразит: богатый - от Бога, а не от богатства.

  В ней чужестранцы — лживость и трусливость
Вас поведу туда сквозь рифмы строк…
А тень моя еще немного удлинилась,
Застыв, как верный пес, у Ваших ног.

  В ней чужестранцы — лживость и трусливость...Абстрактно-обобщенные слова - они пустоцвет. Это не конкретно, не деталь. Это как политическая реклама. Мне видится банальным. Вас поведу туда сквозь рифмы строк… Сложно представить, как она пройдет. Особенно убийственно - сквозь. А тень моя еще немного удлинилась... значит, солнце заходит. Что хотел показать автор длинной тенью? Загадка. Как и весь стих. Тень - как верный пес? Она (тень) только и любила ее. А автор то боялся, то не решался, то стихи писал.

 

Литература: 
field_vote: 
0
Голосов пока нет