Власть в Луганской области станет более услужливой

Ольга Кихтенко | Все новости автора
facebook tweeter live rss

«Немецкое общество технического сотрудничества» инициировало создание в Луганской области 8 Центров административных услуг, которые бы работали по принципу «единого окна». На первом этапе эти центры будут создаваться в Свердловске, Алчевске, Рубежном и Краснодоне.

Идею «единого окна», которую как минимум десятилетие в Украине пытаются внедрить общественники, должны наконец-то реализовать на Луганщине в виде Центров административных услуг. Это станет возможным благодаря поддержке «Немецкого общества технического сотрудничества». Сейчас в области, хотя даже не во всех городах, имеются лишь так называемые «разрешительные офисы», в которые может прийти предприниматель и оказаться среди собранных в одном помещении представителей различных служб. В Центрах админуслуг по европейскому образцу же предполагается другой принцип работы: обратился к конкретному специалисту, и этот специалист выдаст все необходимые документы и согласования. Более того, центры админуслуг будут работать не только для предпринимателей, но и для обычных граждан.

«РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ОФИС» ПРОТИВ «ЕДИНОГО ОКНА»
Традиционная система «разрешительных офисов» предполагает, что гражданин обращается в соответствующее подразделение власти или уполномоченное коммунальное предприятие за справкой, разрешением или согласованием. Будучи логичной на первый взгляд, эта система отнимает множество времени: например, постройку необходимо согласовывать в отношении землепользования (выделения земельного участка), охраны труда и правильности проекта застройки, соблюдения санитарных, противопожарных, природоохранных и охраны культурного наследия правил. Далее предстоит «второй круг»: согласования подключений коммуникаций со всеми соответствующими предприятиями (газ, свет, вода и водоотведение). В результате тратится очень много времени, а так как необходимо прибегать к помощи специалистов – еще и очень много денег. Вдобавок, из-за отсутствия единой системы документооборота, многие вопросы в этом офисе решить не удается – приходится идти в соответствующие управления либо отделы.

Кроме того, такая система содействует и коррупции, так как гражданину сложно собрать всю необходимую информацию и долго ждать – многие вынуждены платить взятки для экономии времени и сил. Причем часто взятки имеют легальный характер – в виде оплаты услуг предприятия, тесно связанного с соответствующим ведомством. Яркий пример – известная возможность за отдельную плату быстро получить через предприятие «Ресурсы-документ» загранпаспорт.

Все недостатки традиционной системы призвана решить идея Центра разрешительных услуг –именно ее хочет привнести в украинскую реальность проект GTZ «Повышение качества муниципальных услуг в Украине».

Идея создания Центров административных услуг (ЦАУ) неразрывно связана с идеей «единого окна». Суть ее сводится к следующему. Создается специальное подразделение, которое фактически становится посредником между различными ведомствами и подразделениями органов власти. Оно аккумулирует информацию и прорабатывает механизмы автоматизации процесса. Далее налаживают работу таким образом, дабы гражданин пришел к специалисту, рассказал, какие документы и согласования ему необходимы, заполнил соответствующие заявления. Затем работник центра через компьютерную систему передает все запросы в другие управления и контролирует сроки подготовки и передачи в центр необходимой документации. Собирает документацию либо распечатывает информацию из общей базы данных (если речь идет о справках) и в установленный день предоставляет гражданину весь пакет необходимых документов. Ограничение контакта с сотрудниками других ведомств и внедрение официального посредника ограничивает и коррупцию: сроки контролируются центром административных услуг и за ускорение платить взятку уже не нужно.

ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН
Государства Запада с 1990-х работу в форме «единого окна» организовали повсеместно: они заботились об улучшении бизнес-среды для малого бизнеса и относились к гражданам как к потребителям своих услуг. То есть заботились о качестве и сокращении затрат времени на административные процедуры. Развитие информационных технологий позволяло организовать работу по-новому: формировались базы данных информации и автоматические алгоритмы действий. Как результат – многие действия стало возможным выполнять заочно (скачать с официального сайта бланк заявления и, заполнив его, отправить по почте) либо с минимальными затратами времени.

То, что стало обыденным на Западе, никак не удается внедрить повсеместно в странах СНГ.

Так, в России действует несколько центров административных услуг. На совещании в одном из них (в Оренбурге), премьер-министр РФ Владимир Путин даже пошутил на счет ЦАУ, сравнив с бюрократией на Лубянке. После этого было принято решение под эгидой Минсвязи разработать весь пакет необходимой документации и создать центры административных услуг по всей России.

В Армении, Грузии и Украине содействием созданию «пилотных» центров и пропаганде идей подобной организации работы власти занимается «Немецкое общество технического сотрудничества» (GTZ). В 8 городах Армении при поддержке GTZ созданы и успешно действуют Центры обслуживания граждан. Наибольшего результата немцы добились в Грузии, где команда действующего президента Михаила Саакашвили оказала необходимую политическую поддержку. В Украине сейчас реально действующих центров административных услуг немного - в Ивано-Франковске, Виннице, Кривом Роге и Бердянске. Определенные усилия предпринимаются и в других городах, например в Коростене или Вознесенске, но процесс пока не приобрел массовый характер.

13 мая 2010 года в Луганске состоялась встреча вице-премьер-министра Украины по вопросам региональной политики Виктора Тихонова, председателя Луганского облсовета (на тот момент) Владимира Пристюка, директора офиса Немецкого общества технического сотрудничества (GTZ) в Украине Гольгера Нойвегера и представителей проекта «Повышение качества муниципальных услуг в Украине». В результате было официально заявлено, что 8 городов области - Луганск, Алчевск, Стаханов, Лисичанск, Северодонецк, Рубежное, Краснодон и Свердловск - были избраны для реализации нового проекта GTZ, направленного на улучшение рамочных условий для предоставления административных и коммунальных услуг в Украине. В случае, если все пойдет по плану и все органы местного самоуправления продолжат работу в рамках программы, то на Луганщине должно появиться 8 центров административных услуг. 1 сентября 2010 открыт был офис проекта «Немецкого общества технического сотрудничества» (GTZ) в Луганске во главе с Александрой Курт.

«ОЧЕНЬ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ЧИНОВНИКОВ»
Одним из экспертов проекта GTZ «Повышение качества муниципальных услуг в Украине» стал Алексей Кубарь, ранее - руководитель Агентства устойчивого развития Луганского региона.<

- Алексей, на каких принципах предполагается создавать Центры административных услуг?

- Самое главное – это желание и готовность местной власти перестроить свою работу. То есть строить ее не на принципах удобства и выгоды чиновника, а на принципе удобства граждан и бизнеса. Ни декларации о сотрудничестве, ни финансирование от немецких партнеров не решат проблему качества административных услуг, если не будет «политической воли». Кроме этого, предполагается софинансирование - в цивилизованном мире не принято раздавать «готовое». Считается нормальным долевое участие в проекте: частично за счет донора, а частично – за счет партнерских городов. Ведь без реальных затрат не будет и ответственности чиновников.

Если же говорить о технологической стороне, то новые центры административных услуг будут строиться на принципе концентрации - работы гражданина с одним специалистом центра, без обхода «по кругу» чиновников различных управлений. Предполагается, что процесс документооборота будет автоматизирован, в одном месте можно будет получить максимум услуг не только органов местного самоуправления, но и государственных инстанций. Важен также и график работы – он должен быть максимально удобным, в том числе для работающих граждан.

На первом этапе центры будут созданы в 4-х партнерских городах, что, естественно, подразумевает конкурс претендентов. Первые результаты должны появиться уже в течение 1-2 лет. Другой вопрос, что не все предварительные планы могут быть выполнены – ведь не все зависит от команды проекта и больше связано с «политической волей» не местах. Очень многое зависит от чиновников, возглавляющих те или иные управления и службы: в одних городах они содействуют работе по созданию Центров админуслуг, в других – саботируют ее

- Раз идет конкурсный отбор, какие из городов более эффективно сотрудничают с проектом и форсируют создание центра? Где есть необходимая «политическая воля»?

- Лидером, безусловно, является Свердловск. Безусловно, сказывается опыт сотрудничества с двумя проектами ЕС, вследствие которых в город привлечено 12 млн. евро технической помощи. Реальный результат в развитии социальной сферы убедил городского голову и его команду, что нужно ориентироваться на максимальное сотрудничество с международными проектами. Главное, Свердловск – единственный город, сразу начавший активную работу. Волевым решением заложено в бюджет-2011 софинансирование, выделено здание городского архива в центре города (сам архив переведут на окраину) и уже потрачено на его высвобождение более 100 тыс. грн.

В Алчевске местная власть имеет несомненные наработки в вопросах прозрачности, и сертификаты по европейским стандартам качества своей работы. Также заявлено о возможном софинасировании проекта из городского бюджета на сумму около 2 млн. грн., хотя информации о фиксации этих обещаний в бюджете-2011 нет. На мой взгляд, Алчевск был сильно ориентирован на сотрудничество с градообразующими предприятиями, недооценивая международную техническую помощь.

Рубежное на третьем месте рейтинга. Хотя власть в городе изменилась на октябрьских выборах-2010, новая команда еще больше интенсифицировала сотрудничество с проектом. Вопрос находится в фокусе внимания власти.

Краснодон я бы расположил на четвертое место рейтинга. Хотя вся необходимая работа ведется но, на мой взгляд, проекту недостает политического внимания. В городе уже создан Центр административных услуг, но в планах городской власти перевести его в более просторное и удобное место.

Стаханов, скорее всего, вместе с другими оставшимися городами попадет во «вторую очередь». Руководство города в настоящее время выбирает оптимальное помещение для будущего Центра административных услуг.

В Лисичанске на данный момент еще продолжается работа над подготовкой концепции будущего Центра административных услуг, и также остается открытым вопрос с местом его расположения.

Северодонецк поначалу уделял мало вниманию проекту – тогдашний городской голова Владимир Грицишин хоть и курировал его лично, однако он из-за жесткой избирательной компании уделял недостаточно внимания. Теперь же «время ушло» - местная власть не успела выполнить целый ряд мер и отстала от городов-лидеров. Хотя новая администрация проявляет больше инициативы и желания, чем предыдущая, наверстать упущенное и попасть в «первую волну» возможно лишь если другие города откажутся от участия в проекте.

Луганск - на последнем месте. Можно было бы оставить и без комментария. Однако стоит отметить, что хоть лично мэр Сергей Кравченко выражает заинтересованность и готовность участвовать в проекте, его подчиненные, видимо, имеют иное представление о механизмах предоставления административных услуг.

К сожалению, в Украине так часто политики обещают, обещают и еще обещают, так что уподобляться им мы не захотели. Какой смысл обещать, что когда-то можно будет прийти в некий центр, переговорить с одним чиновником и забрать через некоторое время все необходимые документы (справки, разрешения, согласования)? Лучше сделать – и тогда и жители, и бизнес почувствуют всю прелесть европейского подхода к организации работы местной власти.

Есть ли потребность в этом? По данным социологических опросов, проведенных по нашему заказу, большинство поддержало бы подобные начинания.

Богдан Бондаренко, специально для "Восточного Варианта" 
 

facebook tweeter live rss