О назначении «северной» пенсии в Украине

Сегодня между странами СНГ действует Соглаше­ние о гарантиях прав граж­дан государств — участников Содру­жества Независимых Государств в сфере пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. (далее — Соглашение), участниками которого являются и Ук­раина, и Российская Федерация. В со­ответствии с Соглашением, для уста­новления права на пенсию таким гражданам учитывают трудовой стаж, приобретенный на территории СНГ, а также на территории бывшего СССР до 01.01.1992 г. А назначают пенсию по месту жительства заявителя.

     Кроме того, Украина и Россия 15 ян­варя 1993 года подписали двусторон­нее Временное соглашение между правительством Украины и правительством Российской Федерации о га­рантиях прав граждан, которые рабо­тали в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в сфере пенсион­ного обеспечения. Согласно этому до­кументу, граждане обеих стран, которые проработали не менее 15 кален­дарных лет в районах Крайнего Севе­ра или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от мес­та их постоянного жительства на тер­ритории обоих государств, имеют право на пенсию по возрасту: мужчи­ны после достижения 55-летнего воз­раста, женщины – после 50 лет. И при этом общий стаж работы у мужчин должен составлять не менее 25 лет, у женщин – не менее 20 лет. За периоды работы до 1 января 1991 го­да в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсию лицам, про­живающим в Украине, назначает Пен­сионный фонд Украины.<

    При этом компетентные органы Российской Федерации возмещают затраты на выплату пенсии, исчислен­ной по нормам законодательства Рос­сийской Федерации, в той ее части, которая отвечает продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, начиная с 1 января 1991 года до обретения права на пенсионное обеспечение согласно законодательству Украины.

Читайте еще: Объем пенсионных выплат украинским пенсионерам за границей превысил 1 млн. евро.

    После вступления в силу Закона Украины «О мерах по законодательно­му обеспечению реформирования пенсионной системы» № 3668-VI от 01.10.2011 г., которым предусматри­вается постепенное увеличение пен­сионного возраста до 60 лет для жен­щин, родившихся после 01.10.1956 г., правительства обоих государств ра­ботают над тем, чтобы решить вопрос увеличения продолжительности вы­платы российской стороной пенсий гражданкам Украины, поскольку сей­час российская сторона принимает решение о выплате части пенсии жен­щинам до 55-летнего возраста.

    Что касается Временного согла­шения, то здесь хочется обратить внимание читателей на два важных момента. Иногда наши заявите­ли путают периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, при­равненных к районам Крайнего Севе­ра, отработка определенного стажа в которых необходима для назначе­ния пенсии со снижением пенсион­ного возраста, с периодами трудовой деятельности, которые не дают право на такую льготу. К примеру, путают со службой в армии в районах Крайнего Севера, периодом ухода матери за детьми в возрасте до трех лет, уче­бой и т. п. Но чтобы на пять лет раньше выйти на пенсию, следует отработать соответственно именно 15 календар­ных лет в районах Крайнего Севе­ра или 20 календарных лет в местно­стях, приравненных к районам Край­него Севера.

    Второй очень важный момент: Вре­менным соглашением предусматри­вается, что право на пенсию по возра­сту имеют граждане, которые работа­ли только на территориях, внесенных в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, который действовал до 1 января 1992 года. Именно эта норма присутствует в ст. 2 Временно­го соглашения. Отметим, что позднее правительство Российской Федера­ции изменяло и дополняло Перечень районов Крайнего Севера и местно­стей, приравненных к районам Край­него Севера, однако нормы Времен­ного соглашения не распространяют­ся на эти дополнения.

       Однако наибольшее количество проблем в пенсионном обеспечении работников Крайнего Севера возника­ет из-за нелегальной трудовой мигра­ции. Работая без оформления трудо­вого договора, украинцы лишают себя не только социальной защиты, но и права на пенсию.

Каждый, кто едет на работу в Рос­сию, должен побеспокоиться о том, чтобы между ним и работодателем было заключено трудовое соглаше­ние. Обязательным пунктом такого согла­шения должно быть обязательство работодателя платить за своего наем­ного работника взносы на пенсионное страхование. К сожалению, часто слу­чается, что российские работодатели за своих официально оформленных работников – трудовых мигрантов не платят пенсионные взносы, лишая их таким образом страхового стажа. В первую очередь, это касается периода с 01.01.2002 г. по 31.12.2011 г., ког­да вступили в силу федеральные зако­ны «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера­ции» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ. В соответ­ствии с этими законодательными актами, трудовые мигранты – ино­странные граждане, временно нахо­дящиеся на территории России, не отнесены к застрахованным лицам, поэтому страховые взносы в пенсион­ный фонд России за них не начисля­ются. Так что наши граждане теря­ют страховой и специальный стаж. Впрочем, по сообщениям российских СМИ, начиная с 2012 года в эти законы были внесены изменения, согласно которым трудовые мигранты стали участниками российской пенсионной системы. С этого года страхователи начисляют страховые взносы на выплаты иностранным гражданам, которые заключили трудовой договор на неопределенный срок или сроч­ный трудовой договор (договоры) общей продолжительностью не менее шести месяцев на протяжении календарного года.

Начальник управления Пенсионного фонда в г. Лисичанске Мария Кошелева

Теги новостей: 
Рубрика - Правозащитник: