О назначении «северной» пенсии в Украине
Сегодня между странами СНГ действует Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. (далее — Соглашение), участниками которого являются и Украина, и Российская Федерация. В соответствии с Соглашением, для установления права на пенсию таким гражданам учитывают трудовой стаж, приобретенный на территории СНГ, а также на территории бывшего СССР до 01.01.1992 г. А назначают пенсию по месту жительства заявителя.
Кроме того, Украина и Россия 15 января 1993 года подписали двустороннее Временное соглашение между правительством Украины и правительством Российской Федерации о гарантиях прав граждан, которые работали в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в сфере пенсионного обеспечения. Согласно этому документу, граждане обеих стран, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного жительства на территории обоих государств, имеют право на пенсию по возрасту: мужчины после достижения 55-летнего возраста, женщины – после 50 лет. И при этом общий стаж работы у мужчин должен составлять не менее 25 лет, у женщин – не менее 20 лет. За периоды работы до 1 января 1991 года в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсию лицам, проживающим в Украине, назначает Пенсионный фонд Украины.<
При этом компетентные органы Российской Федерации возмещают затраты на выплату пенсии, исчисленной по нормам законодательства Российской Федерации, в той ее части, которая отвечает продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, начиная с 1 января 1991 года до обретения права на пенсионное обеспечение согласно законодательству Украины.
Читайте еще: Объем пенсионных выплат украинским пенсионерам за границей превысил 1 млн. евро.
После вступления в силу Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» № 3668-VI от 01.10.2011 г., которым предусматривается постепенное увеличение пенсионного возраста до 60 лет для женщин, родившихся после 01.10.1956 г., правительства обоих государств работают над тем, чтобы решить вопрос увеличения продолжительности выплаты российской стороной пенсий гражданкам Украины, поскольку сейчас российская сторона принимает решение о выплате части пенсии женщинам до 55-летнего возраста.
Что касается Временного соглашения, то здесь хочется обратить внимание читателей на два важных момента. Иногда наши заявители путают периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, отработка определенного стажа в которых необходима для назначения пенсии со снижением пенсионного возраста, с периодами трудовой деятельности, которые не дают право на такую льготу. К примеру, путают со службой в армии в районах Крайнего Севера, периодом ухода матери за детьми в возрасте до трех лет, учебой и т. п. Но чтобы на пять лет раньше выйти на пенсию, следует отработать соответственно именно 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Второй очень важный момент: Временным соглашением предусматривается, что право на пенсию по возрасту имеют граждане, которые работали только на территориях, внесенных в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, который действовал до 1 января 1992 года. Именно эта норма присутствует в ст. 2 Временного соглашения. Отметим, что позднее правительство Российской Федерации изменяло и дополняло Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, однако нормы Временного соглашения не распространяются на эти дополнения.
Однако наибольшее количество проблем в пенсионном обеспечении работников Крайнего Севера возникает из-за нелегальной трудовой миграции. Работая без оформления трудового договора, украинцы лишают себя не только социальной защиты, но и права на пенсию.
Каждый, кто едет на работу в Россию, должен побеспокоиться о том, чтобы между ним и работодателем было заключено трудовое соглашение. Обязательным пунктом такого соглашения должно быть обязательство работодателя платить за своего наемного работника взносы на пенсионное страхование. К сожалению, часто случается, что российские работодатели за своих официально оформленных работников – трудовых мигрантов не платят пенсионные взносы, лишая их таким образом страхового стажа. В первую очередь, это касается периода с 01.01.2002 г. по 31.12.2011 г., когда вступили в силу федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ. В соответствии с этими законодательными актами, трудовые мигранты – иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, не отнесены к застрахованным лицам, поэтому страховые взносы в пенсионный фонд России за них не начисляются. Так что наши граждане теряют страховой и специальный стаж. Впрочем, по сообщениям российских СМИ, начиная с 2012 года в эти законы были внесены изменения, согласно которым трудовые мигранты стали участниками российской пенсионной системы. С этого года страхователи начисляют страховые взносы на выплаты иностранным гражданам, которые заключили трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор (договоры) общей продолжительностью не менее шести месяцев на протяжении календарного года.
Начальник управления Пенсионного фонда в г. Лисичанске Мария Кошелева