О проведении процедуры регистрации лица как плательщика НДС и аннулировании такой регистрации
Регистрация лица как плательщика НДС и аннулирование такой регистрации регулируется статьями 180-184 раздела V Кодекса. Процедура регистрации лица как плательщика НДС и аннулирования такой регистрации происходит в порядке, установленном Положением о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом Государственной налоговой администрации Украины от 22 декабря 2010 г. № 978 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 29 декабря 2010 г. за № 1400/18695 (далее - Положение).
Регистрация лица как плательщика НДС
Категории лиц определены в статье 180 раздела V Кодекса.
Статьи 181 и 182 раздела V Кодекса определяют условия, при которых такие лица могут или обязаны зарегистрироваться как плательщики НДС.
Регистрация лица как плательщика налога на добавленную стоимость может осуществляться как в обязательном порядке, так и по добровольному решению лица.
Обязательная регистрация лица как плательщика налога на добавленную стоимость
Согласно пункту 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса и пункта 3 раздела III Положения, под обязательную регистрацию в качестве плательщика НДС подпадает лицо, у которого общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению согласно разделу V Кодекса , в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (оплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 тыс. грн.(без учета НДС).
То есть лицо( кроме лица, являющегося плательщиком единого налога) обязано зарегистрироваться как плательщик налога на добавленную стоимость после момента фактического осуществления операций по поставке товаров / услуг, сумма которых совокупно превышает 300 тыс. гривен. При этом заключение гражданско-правовых соглашений (договоров) на поставку товаров / услуг в сумме, превышающие 300 тыс. грн., или наличие умысла у лица осуществлять деятельность, по результатам которой будет превышен объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса , не является основанием для регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии с требованиями указанного пункта Кодекса.
Согласно требованиям подпункта 6 пункта 180.1 статьи 180 раздела V Кодекса, под обязательную регистрацию в качестве плательщика НДС подпадают те лица, которые проводят операции по поставке конфискованного имущества, находок, сокровищ, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился владелец до конца срока хранения и имущество по праву наследования или на иных законных основаниях переходит в собственность государства (в том числе имущества, определенного в статье 172 Таможенного кодекса Украины). При этом регистрация таких лиц как плательщиков налога на добавленную стоимость осуществляется независимо от того, достигают они общей суммы операций по поставке товаров / услуг, определенной пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса, а также независимо от того, какой режим налогообложения используют такие лица согласно законодательству.
Статьей 183 раздела V Кодекса и подпунктом «а» пункта 7 раздела III Положения определено, что для регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость в обязательном порядке не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций, определенного в статье 181 раздела V Кодекса, должен подать в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению (месту жительства) регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость (далее - Заявление).
Кроме того, согласно пункту 183.4 статьи 183 раздела V Кодекса обязательной регистрации как плательщика налога на добавленную стоимость подлежит лицо, которое переходит на общую систему налогообложения с упрощенной системы налогообложения, в случае если такое лицо отвечает требованиям, определенным пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса. Датой перехода указанного лица на общую систему налогообложения является дата его регистрации как плательщика налога на добавленную стоимость.
В случае если у такого лица на момент перехода с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения объем поставки товаров / услуг не превышает сумму, определенную в пункте 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса для обязательной регистрации лица как плательщика НДС, то в дальнейшем при определении объема налогооблагаемых операций следует руководствоваться пунктом 18 подразделения 2 раздела ХХ Кодекса, а именно вычислять объем налогооблагаемых операций начиная с периода перехода на общую систему налогообложения.
Добровольная регистрация лица как плательщика НДС
Согласно пункту 182.1 статьи 182 раздела V Кодекса и пунктом 4 раздела III Положения, добровольно зарегистрироваться как плательщик НДС может только лицо, производящее налогооблагаемые операции и в соответствии с пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса и которое не является плательщиком налога на добавленную стоимость в связи с тем, что объемы налогооблагаемых операций меньше установленной статьей 181 раздела V Кодекса суммы (300 тыс. грн.) и объемы поставок товаров / услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость за последние 12 календарных месяцев совокупно составляют не менее 50 процентов общего объема поставок.
То есть начиная с 1 января 2011 года лицо, объем поставок товаров / услуг которого не превышает 300 тыс. грн., может зарегистрироваться как плательщик НДС по добровольному решению в случае, если одновременно:
- зарегистрирован субъектом хозяйствования не менее 12 календарных месяцев;
- за последние 12 календарных месяцев объем поставки товаров / услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость совокупно составляет 50 и более процентов общего объема поставок.
При этом, если, например, лицо подало Заявление в январе 2011 года, то расчет соответствующих объемов поставки товаров / услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость осуществляется за предыдущие 12 календарных месяцев, т.е. с января 2010 по декабрь 2010 года.
Согласно пункту 183.5 статьи 183 раздела V Кодекса, лица, указанные в пунктах 183.3. и 183.4 статьи 183 раздела V Кодекса, могут указать в Заявлении желаемый (планируемый) день регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость. При добровольной регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость такой день соответствует дате начала налогового периода (календарного месяца).
Регистрация лица как плательщика НДС осуществляется по Заявлению, которое должно быть подано в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению (месту жительства) не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такое лицо будет считаться плательщиком налога на добавленную стоимость и иметь право на налоговый кредит и выписку налоговых накладных.
Если Заявление подано позднее срока, определенного пунктом 183.3 статьи 183 раздела V Кодекса (20 календарных дней) до начала следующего налогового периода, то в Заявлении должно быть определено, с какого именно налогового периода такое лицо желает зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и иметь право на выписку налоговых накладных.
В случае регистрации лица как плательщика НДС, по добровольному решению орган государственной налоговой службы обращается к такому лицу с предложением предоставить расшифровку объемов поставок, в том числе поставки плательщикам налога на добавленную стоимость за последние 12 календарных месяцев (в разрезе месяцев) с целью определения обоснованности регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществление последующего мониторинга наступления оснований для аннулирования такой регистрации.
Следует заметить, что лица, определенные в подпунктах 3, 4, 5, 7 пункта 180.1 статьи 180 раздела V Кодекса, а именно лица, ввозящие товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, лица, ведут учет результатов деятельности за договорам о совместной деятельности без образования юридического лица, лица - управляющие имущества, лица, уполномоченные вносить налог с объектов налогообложения, возникающих вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта с их основной деятельности, могут быть зарегистрированы как плательщики налога на добавленную стоимость как в обязательном порядке (при соблюдении требований статьи 181 раздела V Кодекса), так и за их добровольным решением (при соблюдении требований статьи 182 раздела V Кодекса).
Регистрация сельскохозяйственных предприятий, не зарегистрированных как плательщики налога на добавленную стоимость и подали в орган государственной налоговой службы заявление о регистрации их как субъектов специального режима налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 209.10 статьи 209 раздела V Кодекса осуществляется с соблюдением правил и в сроки, определенные статьей 183 раздела V Кодекса для регистрации лиц как плательщиков налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 183.8 статьи 183 раздела V Кодекса орган государственной налоговой службы отказывает в регистрации лица как плательщика НДС, если по результатам рассмотрения заявления и / или представленных документов установлено, что лицо не осуществляет поставки товаров / услуг или не отвечает требованиям, определенным статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V Кодекса, или если существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость согласно статье 184 раздела V Кодекса.
Поэтому сельскохозяйственное предприятие, которое не зарегистрировано как плательщик налога на добавленную стоимость может быть зарегистрировано субъектом специального режима налогообложения при соблюдении требований статьи 181 или статьи 182 раздела V Кодекса.
Требования к Заявления и рассмотрение
Обращаем внимание, что в случае, если последний день срока подачи Заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, последним днем срока считается следующий за выходным, праздничным или нерабочим рабочий день.
Данные Заявления должны быть достоверными и соответствовать сведениям Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей (далее - ЕГР). Если в Заявлении не указаны обязательные реквизиты, предоставлены недостоверные или неполные данные (кроме раздела 15 такой Заявления), ее не скреплена печатью заявителя, не подписано заявителем (для физических лиц), ответственным лицом заявителя (для юридических лиц) или лицом, имеет документально подтвержденное полномочия относительно подписи Заявления от лица, регистрируется как плательщик НДС, то согласно пункту 10 раздела III Положения течение 10 рабочих дней со дня получения Заявления налоговый орган обращается к лицу с письменным предложением предоставить новую Заявление (с указанием оснований непринятия предыдущей).
При этом, согласно пункту 11 раздела III Положения налоговый орган отказывает в регистрации лица как плательщика НДС, если по результатам рассмотрения заявления и / или представленных документов установлено, что лицо не осуществляет поставки товаров / услуг или не отвечает требованиям, определенным статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V Кодекса (пункт 5 раздела I, пункты 3, 4, подпункт 5.1 пункта 5 раздела III Положения) или если существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно статье 184 раздела V Кодекса (пункт 1 раздела V Положения).
Для подтверждения достоверности сведений, указанных лицом в Заявлении, налоговый орган в соответствии с пунктом 9 раздела III Положения может обратиться к государственному регистратору за получением выписки из ЕГР для подтверждения регистрационных данных. В то же время, для подтверждения других сведений, указанных в Заявлении, в том числе сведений, касающихся финансово-хозяйственной деятельности лица, налоговый орган может обратиться к такому лицу с письменным запросом о предоставлении соответствующей информации и копий необходимых документов в соответствии с подпунктом 20.1. 6 пункта 20.1 статьи 20 раздела I Кодекса, а также пункта 73.3 статьи 73 раздела II Кодекса. Орган государственной налоговой службы при рассмотрении заявления и принятии решения о регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость с целью подтверждения сведений в Заявлении, также обращает внимание на показатели налоговой отчетности и расчетов в отношении других налогов, которые подавались таким лицом.
Одновременно с этим отмечаем, что в связи с принятием постановления Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 № 1236 утратило силу постановление Кабинета Министров Украины от 9 июня 1997 № 540, которым, в частности, предусматривалась плата за свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость, а потому с 01.01.11 при проведении процедур регистрации и перерегистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость такая плата не взимается.
Перерегистрация лица как плательщика НДС
В случае возникновения изменений в данных плательщика НДС или изменения места нахождения (места жительства) проводится перерегистрация лица как плательщика налога на добавленную стоимость в порядке определенном разделом IV Положения и свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость подлежит замене.
При перерегистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость дата регистрации ее в качестве плательщика налога на добавленную стоимость не меняется, а датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость является последний день срока в 10 рабочих дней со дня получения дополнительного Заявления с пометкой «Перерегистрация» (далее - Заявление о перерегистрации).
Согласно пункту 2 раздела IV Положения по желанию и согласно с Заявлением о перерегистрации плательщика НДС датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость может быть установлен день до окончания срока в 10 рабочих дней со дня получения Заявления о перерегистрации. При этом дата регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость не меняется, а датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость является дата внесения соответствующей записи в реестр плательщиков налога на добавленную стоимость.
В связи с этим, в зависимости от того указанная плательщиком НДС желаемая дата или нет будет определена дата аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и дату начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость.
Если в Заявлении о перерегистрации желаемая дата не указана, то датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость будет последний день срока в 10 рабочих дней.
Если желаемая дата перерегистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость, указанная в Заявлении о перерегистрации, соответствует дню до истечения срока в 10 рабочих дней со дня получения Заявления о перерегистрации и на момент обработки на центральном уровне такая дата еще не наступила, то датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость будет желаемая дата регистрации.
Датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость будет дата внесения соответствующей записи в реестр плательщиков налога на добавленную стоимость, если желаемая дата перерегистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость, указанная в Заявлении о перерегистрации, наступила на момент обработки Заявления о перерегистрации на центральном уровне или если плательщиком налога на добавленную стоимость в разделе 18 Заявления о перерегистрации вместо даты будет указано «в течение 10 рабочих дней» (в этом случае орган государственной налоговой службы должна внести в реестр плательщиков налога на добавленную стоимость в поле «желаемая дата" дату получения Заявления о перерегистрации).
Аннулирование регистрации лица как плательщика НДС
Аннулирование регистрации лица как плательщика НДС осуществляется при наличии оснований предусмотренных статьей 184 раздела V Кодекса, и в порядке, определенном разделом V Положения. Аннулирование регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость может осуществляться непосредственно по заявлению плательщика налога на добавленную стоимость на основаниях, определенных в подпунктах «а» - «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, и по инициативе соответствующего налогового органа на основаниях, определенных в подпунктах «б» - «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса.
Решение об аннулировании регистрации лица как плательщика НДС по инициативе налогового органа принимается при наличии соответствующих подтверждающих документов, указанных в подпункте 5.2 пункта 5 раздела V Положения.
Для аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость на основаниях, определенных подпунктами «а», «г» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, необходимо, чтобы с момента такой регистрации прошло менее 12 календарных месяцев.
Относительно аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость на основании, определенной подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, следует заметить, что такое лицо должно быть зарегистрировано субъектом хозяйствования не менее 12 полных календарных месяцев, предшествующих месяцу , в котором осуществляется аннулирование регистрации плательщика налога на добавленную стоимость.
Так, например, если аннулирование регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, зарегистрированной в январе 2011 года, происходит в июле 2011 года то расчет соответствующих объемов поставки товаров / услуг такого налогоплательщика на добавленную стоимость для целей аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость должен осуществляться за предыдущие 12 календарных месяцев, т.е. с июля 2010 по июнь 2011 года.
Необходимо также заметить, что согласно пункту 184.7 статьи 184 раздела V Кодекса налогоплательщик по итогам последнего отчетного периода обязан признать условное поставки товаров и необоротных активов, которые остаются на учете и при приобретении которых суммы НДС были включены в налоговый кредит и начислить налоговые обязательства исходя из обычной цены соответствующих товаров или основных средств.
При этом, в случае аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость по решению плательщика условную продажу определяется плательщиком в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по итогам последнего отчетного периода на дату подачи заявления об аннулировании его регистрации как плательщика налога на добавленную стоимость.
В случае аннулирования регистрации лица как плательщика НДС по инициативе налогового органа условное поставки товаров и необоротных активов отражается в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по итогам последнего отчетного периода (с первого дня такого последнего отчетного периода по день аннулирования регистрации лица как плательщика НДС включительно).
Указанные нормы о начислении условного поставки не касаются только случаев реорганизации плательщика налога на добавленную стоимость путем присоединения, слияния, преобразования, разделения и выделения соответствии с законом.
Также обращаем внимание, что за лицом, которому было аннулировано регистрации как плательщика НДС по инициативе органа государственной налоговой службы, остается обязанность по возврату органа государственной налоговой службы свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и всех заверенных его копий вместе с сопроводительным письмом в течение 20 календарных дней со дня принятия решения о таком аннулировании (подпункт 5.5 пункта 5 раздела V Положения).
Пунктом 337.3 Статья 337 раздела XVIII Кодекса предусмотрены особенности аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость - инвестора. Так, согласно указанной норме, если инвестор (его постоянное представительство), который является плательщиком налога на добавленную стоимость, подает налоговому органу декларацию (налоговый расчет) по налогу на добавленную стоимость, которая (который) свидетельствует об отсутствии налогооблагаемых поставок / приобретение течение двенадцати последовательных налоговых месяцев, аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость не происходит.
При этом, согласно подпункту 14.1.83 пункта 14.1 статьи 14 раздела I Кодекса, под термином «инвестор» в данном случае понимается юридическое или физическое лицо, обладающее соответствующими материально-технологические и экономические возможности или соответствующую квалификацию для пользования недрами, что подтверждено документами , выданным согласно законам (процедурам) страны инвестора, и осуществляет поиск, разведку и добычу углеводородного сырья в соответствии с соглашением о разделе продукции.
Упрощенная система налогообложения
Согласно подпункту 1 пункта 1 подразделения 8 раздела XX Кодекса плательщики единого налога не являются плательщиками, в частности, налога на добавленную стоимость по операциям по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого юридическими лицами, которые выбрали ставку налогообложения 6 процентов.
То есть, юридические лица которые избрали упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 процентов, обязаны платить налог на добавленную стоимость. Согласно пункту 6 раздела III Положения в случае перехода на упрощенную систему налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость юридическое лицо регистрируется в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в порядке, определенном Кодексом и Положением.
Обращаем внимание, что согласно пункту 183.8 статьи 183 раздела V Кодекса орган государственной налоговой службы отказывает в регистрации лица как плательщика НДС, если по результатам рассмотрения заявления и / или представленных документов установлено, что лицо не осуществляет поставки товаров / услуг или не отвечает требованиям, определенным статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V Кодекса, или если существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно статье 184 раздела V Кодекса.
Следовательно, если лицо, подавшее заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения учета и отчетности по ставке единого налога 6 процентов, не отвечает требованиям, определенным статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V Кодекса, то такое лицо не может быть зарегистрировано как плательщик налога на добавленную стоимость и, соответственно, не может быть переведена на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 процентов.
Также следует заметить, что в случае, если у лица являющаяся плательщиком налога на добавленную стоимость и применяет упрощенную систему налогообложения учета и отчетности по ставке единого налога 6 процентов, существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно статье 184 раздела V Кодекса, то регистрация в качестве плательщика налога на добавленную стоимость такого лица подлежит аннулированию в установленном порядке. Кроме того, такое лицо обязано перейти на общую систему налогообложения или на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 10 процентов.
Заместитель Председателя Комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины, заместитель Председателя ГНА Украины А.Н. Любченко
<