19.01.2010, 21:58

Имитация воды

Извечный диорамный вопрос - как и из чего делать воду?- наверняка хоть раз озадачивал каждого.

Причем однозначного ответа на него не даст никто. Вода в диораме, в отличие от других объектов, как мне кажется, не терпит компромисса - она в итоге или похожа, или нет. Среднего быть не может. Как и не может быть единственно верного технологического решения этой задачи - ведь лужа, водопад, океанский прибой, тихая заводь, горная река - это всё вода в своих бесчисленных и великолепных проявлениях. Эту проблему необходимо решать заново каждый раз.

Я расскажу, как имитировал воду в конкретном случае. Для чего-то другого это решение окажется бесполезным, но я буду рад, если оно кому-то поможет и натолкнёт на новые мысли и находки.

Замысел диорамы лежал на поверхности - был отличный драгоновский набор «Морских котиков», был драгоновский катер LSSC.Что ещё оставалось делать - конечно, высадку на берег. Достаточно для простого сюжета, но для полноты хотелось наполнить композицию захватывающим настроением. Я решил создать эффект тишины - в литературе, фильмах не раз встречается упоминание о том, что выходя в джунгли на операцию, члены групп соблюдали молчание, используя язык жестов. Это и определило небольшие переделки фигур. То, что надо делать воду - понятно, но какой её делать? Наверное, тоже тихой, спокойной, плещущей у борта покачивающегося катера.

Из всех материалов, которыми я располагал, для этого наиболее подходила эпоксидная смола. Но эксперименты с традиционным её использованием (и естественно, традиционными усадочным мениском по периметру и повсеместными пузырьками) не радовали. Но кто сказал, что именно это должно быть поверхностью, а не изнанкой имитируемой воды? Если из эпоксидки отливают отличные, тончайшие детали, почему из неё нельзя отлить воду как деталь «вниз лицом» в смоделированную форму. Материалом для формы послужила алюминиевая фольга. Я использовал чистую пластину для офсетной печати, (она применяется как форма в печатных станках, приобрести её можно в магазинах, торгующих расходниками для полиграфии). Размера листа хватит для полноценной диорамы, а о подобном качестве поверхности, ровности и толщине металла можно только мечтать.

Сначала нужно нарисовать на фольге контур диорамы, абрис береговой линии и «пятно» катера. Для этого нужно сделать шаблон в листе картона - сечение корпуса судна по ватерлинии. Желательно максимально точно, чтобы корпус четко, плотно и без зазоров входил в этот шаблон. Все детали ниже ватерлинии, образующие отрицательные углы, нужно удалить.

Пластина слишком жёсткая, поэтому её необходимо отжечь над пламенем газовой плиты. Отожженный лист (в размер водоёма на диораме плюс припуск по несколько сантиметров на сторону) я поместил на подложку, состоящей из куска ДСП и сложенной в несколько слоёв плотной ткани. По периметру я закрепил этот «бутерброд» рейками, прибитыми гвоздиками к ДСП.

Вот теперь и наступает самое творчество в чистом виде. Для создания рельефа я использовал весь ассортимент имеющихся на кухне ложек. В основном пригодились столовая и чайная. Большой я задал основной ритм и пластику, маленькой проработал отдельные волны. С первого раза не получилось - я увлёкся, и перебрал с глубиной рельефа и как-то не «поймал» характер волн. Так что лаконичность и ещё раз лаконичность. Готовую форму можно теперь вырезать по намеченному периметру и наклеить «вниз лицом» на ДСП или фанеру - ведь несмотря на волнистый рельеф вода остаётся ровной плоскостью. Я клеил «Моментом» и для пущей уверенности положил сверху пресс (книгу).

После этого нужно вылепить из пластилина бортик, ограничивающий срез береговой линии и проём, в который мы потом вставим катер. В случае с судном это нужно делать максимально точно и аккуратно. Легче добрать или срезать пластилин и потратить лишние полчаса, чем потом долго и нудно точить эпоксидную отливку. Ровные бортики я ограничил полосками стекла, которые скрепил опять-таки пластилином.

Форма готова к отливке, поэтому поверхность должна быть идеально гладкой и чистой, ведь всё это останется потом на поверхности воды. Так как я имитировал мутную тропическую реку (помните «Апокалипсис»?), эффект глубины мне делать не требовалась, достаточно было передать цвет и пластику грязной воды. Для отливки мне понадобилось два стандартных комплекта ЭДП. Первый слой, который создаст лицевую поверхность, я подкрасил масляной краской. Варьируя количество пигмента, можно добиться различной прозрачности. В своём случае я не поскупился. Лучше развести смолы с запасом, чтобы первый подкрашенный слой полностью скрыл рельеф волн. В принципе, можно всё залить сразу, не делая слоёв.

На всякий пожарный я армировал второй слой отливки отрезками стекловолокнистого шпагата. После полимеризации можно снять форму и начисто удалить ацетоном остатки пластилина. Вот теперь и аукнется наша точность при нанесении пластилина - попробуем спустить судно на воду. Зазоры, возможно, будут - как их исправить, надеюсь понятно из рисунка. Катер должен «сидеть» в воде как влитой.

Будем считать, что всё получилось и теперь не составит труда включить воду в ткань диорамы. Чтобы довести воду до кондиции, нужно сделать её поверхность глянцевой. Этого эффекта я добивался автомобильным лаком - сцеживал из аэрозольного баллона и дул через аэрограф. Лучше задувать тонкими слоями, давая хорошо просохнуть каждому, чтобы лак не собирался лужицами в углублениях. Чтобы на влажный лак не садилась пыль, лучше до высыхания накрывать диораму подходящим коробом. Слой в итоге получился немаленький, его я заглянцевал автомобильными полировочной пастой и закрепляющей полиролью. Хлопья грязной пены у бортов и у берега я сымитировал густой темперой. Для тростника пришлось высверливать множество отверстий, на это ушло несколько свёрел 0,5 мм, которые безбожно ломались. Но, на мой взгляд, это всё мелочи по сравнению с конечным результатом.
 

Владимир Демченко; Ростов-на-Дону, Россия

теги: