01.10.2009, 15:09

Дети и деньги

Ольга Станішевська | Всі новини автора

В очередной раз приходится повторять, что положение детей в обществе является прямым показателем державности государства. Ибо дети - будущее. Поэтому их благосостояние является капиталом государственной машины. Впрочем, если кое-какая госмашина для обслуживания властей в Украине имеется, то ни государства, ни его державности на нашей территории практически нет.

Государственные дети
Ко мне обратился Сергей, студент одного из техникумов города, который я не назову, не то его власти страшно обидятся. Ситуация не очень сложна: у Сергея есть девушка, а два месяца назад у них родилась дочь. Однако родители ребенка не обручены, то есть живут, как ныне говорят, в гражданском браке. Само по себе это ни о чем не говорит, данная семья считается именно семьей, на которую также распространяется Закон «О государственной помощи семьям с детьми».
Распространяться-то он распространяется. Но, как водится, лишь де-юре. Вот если бы Сергей и его жена имели родственников из числа власть имущих, тогда было бы и де-факто. Но Сергей с женой - воспитанники школы-интерната. И у них, можно сказать, нет даже родителей. Именно таким людям в жизни приходится труднее всего. В их случае возникла проблема с пропиской. Из общежития, где была зарегистрирована жена Сергея, ее мягко выставили, мотивируя тем, что здесь нет условий для содержания ребенка. Это верно. Однако в регистрации в квартире Сергея ей долго отказывали. Дело в том, что у Сергея есть брат и сестра, которые формально могли бы претендовать на жилплощадь. Правда, они на нее не претендуют. Но оказалось, что по «жэковским» бумагам они до сих пор зарегистрированы в квартире Сергея, хотя в их паспортах стоят совсем другие адреса.
Когда эта чиновничья оплошность выяснилась, виноватыми оказались, разумеется, Сергей с женой. С них даже грозили взыскать какой-то непонятный штраф. Человек с опытом и образованием разобрался бы в такой ситуации в два счета. Но откуда житейские умения и знания у вчерашних выпускников интерната?
Помогли правозащитники. Нина Метелкина, юрист Комитета избирателей Украины, основательно проконсультировала молодежь по всему спектру этой проблемы, а автор этих строк направил прокурору довольно ультимативное заявление с требованием разобраться в ситуации и наказать виновных. Виновных, понятное дело, не наказали, но регистрацию оформили почти сразу. Теперь и пособие по рождению ребенка выплатят, правда, заметно «урезанное» инфляцией. А иначе ведь эти деньги получить не было никакой возможности…

Человек и закон
Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» был принят еще 21.11.1992 г. ,однако в действие вступил спустя аж 10 лет, в январе 2002-го. То есть тогда, когда от довольно значительного советского экономического наследия осталась, можно сказать, голая декларация о независимости (теперь, заметим, имеется еще меньше). Таким образом, государство просто не смогло обеспечить соблюдение данного закона, как, впрочем, и множества других. То есть законы есть, но деньгами они не обеспечены. Ввиду этого наши народные избранники регулярно вносят изменения «до деяких законодавчих актів України» посредством Закона «О Государственном бюджете Украины». Вы, может, будете смеяться, но это незаконно. Что подтверждается неоднократными решениями Конституционного Суда, в частности, от 20.03.02 г. № 5-рп/2002, от 17.03.04 г. № 7-рп/2004, от 01.12.04 г. № 20-рп/2004, от 11.10.05 г. № 8-рп/2005, от 09.07.07 г. № 6-рп/2007, от 22.05.08 г. № 10-рп/2008. КС признал неконституционными ту букву закона о Госбюджете, которой приостанавливали или ограничивали права граждан на получение социальных льгот, выплат, компенсаций.
В этих решениях Конституционного Суда Украины содержатся, например, такие выводы.
1. Льготы, компенсации, гарантии являются разновидностью социальной помощи и неотъемлемой составляющей конституционного права на достаточный жизненный уровень, поэтому сужение содержания и объема этого права путем принятия новых законов не допускается.
2. Закон Украины «О Государственном бюджете Украины» не может отменять или изменять объем прав и обязанностей, льгот, компенсаций и гарантий, предусмотренных иными законами Украины.
3. Приостановление законом о Государственном бюджете Украины действия иных законов Украины по предоставлению льгот, компенсаций и гарантий, внесение изменений в иные законы Украины, не соответствует Конституции Украины.
4. Верховная Рада Украины не полномочна при принятии Закона «О Государственном бюджете Украины» включать в него положения о внесении изменений в действующие законы Украины, приостанавливать действие отдельных законов Украины.
Но здесь следует расслабиться. И вы уже не будете смеяться, поскольку знаете, что украинская госмашина идет в разрез с этими законами - даже после вынесения своего вердикта высшим и единственным органом конституционной юрисдикции, исполнение которого обязательно, соответствующего финансирования из Госбюджета как не было, так и нет.

Олег СЕВОСТЬЯНОВ,
соб.корр.

Рубрика - Правозащитник: