Взрывоопасная газня
На СТО г. Рубежное (станции технического обслуживания) устанавливалось взрывоопасное газобаллонное оборудование: вместо метановых баллонов, выдерживающих высокое давление, ставились перекрашенные под метановые - кислородные баллоны, бывшие в употреблении, способные выдержать давление на порядок меньше.
Устанавливали их предприниматели из Краматорска, которые арендовали помещение рубежанской СТО. Метановый баллон, по утверждениям специалистов, стоит до 2000 грн. Кислородный баллон (б/у) - 100 грн. В чьих карманах оседала разящая разница? Кому какое дело до того, кто ездил (и ездит?!) на пороховой бочке в виде собственного автомобиля и установленного на нем газобаллонного оборудования шарлатанского пошива. В случае взрыва автомобиля такие знания их все равно не спасут. А поскольку смертельно опасное оборудование устанавливалось и на микроавтобусах «Газель», то по минному полю судьбы, предначертанному предприимчивыми предпринимателями, ездили (и ездят?!) десятки пассажиров.
Предприимчивые
Мы побывали на данной станции технического обслуживания. Вот что рассказал нам Сергей Ильченко, ее директор:
«Я заключил договор с предпринимателем Зайченко В. Е. из Краматорска, который зарегистрирован в ДонГИГОТ. Регистрационный номер 396. Он имеет разрешение на начало работы по установке газового оборудования на автомобили №676.01.14. 92200».
Сергей Иванович предлагает нашему вниманию договор от 1 июня 2003 г. Согласно его основным положениям ЧП Зайченко производит оформление документации для получения заключения научно-технической экспертизы, возможности переоборудования транспортного средства и устанавливает соответствующие конструкции переоборудованного ТС требованиям выданного заключения (выполняет переоборудование). А ЧП Ильченко осуществляет рекламные и маркетинговые услуги, является представителем по газификации автомобильного транспорта…
«Рекламно расписанные «Волги» ЧП Зайченко ездили у нас по региону, - объясняет Сергей Ильченко, - предлагали свои услуги. Номера телефонов у них были, в том числе и нашей СТО. Когда звонили мне, я сообщал в Краматорск. Оттуда приезжала бригада из 5-6 человек с оборудованием и выполняла заказ клиента. Первые жалобы на их работу поступили в сентябре прошлого года. В последнее время я не могу к ним дозвониться, найти их. Вынужден подавать в суд».
Техдосмотр
После разговора с директором СТО возникает вполне резонный вопрос: как с таким липовым и взрывоопасным оборудованием можно пройти техосмотр? На него отвечают специалисты.
Александр Анатольевич Тимченко, госавтоинспектор ГАИ г. Рубежное:
- У нас по месту можно проверять ГБО с пропан-бутановыми баллонами, а метановые - только в Луганске на специализированной станции технического обслуживания. Мы их специалистов приглашаем к нам для проверки. И вот когда были случаи подмены баллонов, такие автомобили не пропускались.
- А такой факт вам известен, что у нас на СТО ставили кислородные б/у - баллоны вместо метановых?
- И недавно был такой факт. У рубежанина Трофимова - «Газель». Ему, с его слов, тоже поставили кислородные баллоны на нашей станции. Это было выявлено при проверке. Теперь он поехал в Донецк менять оборудование.
- Насколько подделку чисто технически сложно отличить?
- Эти умельцы так по-хитрому делали: брали кислородные баллоны б/у , отрезали горловину, заваривали, зашпаклевывали, закрашивали сварочные швы. Если напильником подшлифнуть, можно увидеть первоначальный слой краски, не красный, а синий (кислородного баллона), сварочные швы, в общем, - липу.
Юрий Михайлович Чистенко, госавтоинспектор (г. Северодонецк) ответил нам кратко: «У нас таких случаев задокументировано не было».
А незадокументированных? - захотелось спросить нам, но мы вовремя спохватились - ведь подобные вопросы и ответы также не документируются.
Валерий Викторович Степанов, (г. Луганск), соучредитель ЧП Беланов, производящего проверку ГБО:
- Недавно была одна машина «Газель» из Рубежного с кислородными баллонами. Мы ее не пропустили, сообщили в ГАИ, что на ГБО перебиты номера, баллоны кислородные и т. д.
Игорь Юрьевич Злипко, заместитель директора ОАО «Производственно-транспортное предприятие «Автотранс», Центр газобаллонных автомобилей» (г. Донецк): «Есть случаи. Приезжают автомобили с кислородными баллонами. В чем опасность такой подмены? Кислородные - постоянно работают на предельно допустимых, даже выше предельно допустимых параметрах.
Кислородные - бобышкой вверх под колпак, чтоб по вентилю не ударить. У метанового этого нет. «Умельцы» ставят кислородные на токарный станок и горловину срезают. Внизу приваривают кронштейн. И кислородный баллон становится похожим на метановый (плюс перекрасили из синего в красный). Длина кислородного - 14000. Метанового - 1650 мм. Кислородные делают из углеродистой стали, а не из легированной. Их рабочее давление - 150 единиц, у метановых - 250. Если кислородные варить - они взрываются. В Донецке были случаи взрывов.
Мы, конечно, не пропускаем такие автомобили, не регистрируем. Из Рубежного последней в этом роде была «Газель» на 25 кислородных баллонах около месяца назад. ЧП Зайченко ставил».
ЧП+ЧП=ЧП
Мы обратили внимание на удивительное совпадение времени взрыва ГБО в Краматорске (где находится и ЧП Зайченко) с началом бурной деятельности ЧП за его пределами - конец весны - начало лета 2003 года (время подписание договора и в Рубежном). В самом городе аналогичным ЧП стало, вероятно, труднее налаживать свой бизнес, и они начали вывозить его за пределы Краматорска?
Вот что о самом взрыве писала 30 апреля 2003 года газета «Технополис» в материале «Хозяин взорвавшейся мастерской продолжает устанавливать газобаллонное оборудование в опасной близости с жилыми домами?». «В Краматорске прогремел взрыв в мастерской по установке газобаллонного оборудования на автомобили на ул. Танкистов. Предварительной причиной взрыва, в результате которого два человека погибли и два были тяжело травмированы, названо несоблюдение правил техники безопасности.
Как стало известно «Технополису», владелец пострадавшей мастерской продолжил свою трудовую деятельность по установке газового оборудования на автомобили буквально в 100 метрах от места былой трагедии. Сейчас работы ведутся прямо во дворе дома предпринимателя на ул. Киевской. Сотрудники Управления уголовного розыска Донецкой области совместно с Краматорским ОУР провели проверку по новому адресу. В момент приезда оперативников во дворе дома предпринимателя активно шла работа. Газовые баллоны устанавливали на две «Газели». Как удалось выяснить милиции, автомобили в Краматорск приехали из Горловки. Очевидно, у мастера всенародная слава, и клиенты едут к нему со всей области. Как сообщили в УУР Донецкой области, предприниматель не предоставил милиции никаких документов на ведение работ и во двор сотрудников УУР пустить отказался. Что поделать - частная собственность. Остановить возможную нелегальную деятельность, чтобы предотвратить повторение трагедии на ул.Танкистов, не в компетенции милиции. Мало того, предприниматель обвинил правоохранительные органы в том, что ему, честному человеку, мешают зарабатывать на хлеб и всячески преследуют. Однако доказательств легальности работ мужчина, к сожалению, предоставить не захотел. Как и прежде, в опасной близости с пунктом установки газовых баллонов находятся жилые дома. Рабочие, которые устанавливают оборудование, вероятно, не имеют аттестации. В общем, все по-прежнему. Сколько взрывов должно прогреметь в городе, сколько людей должно погибнуть, чтобы заставить предпринимателя прекратить свою деятельность или вести ее согласно действующим в Украине законам? Невольно напрашивается вопрос: что за «крыша» такая у гражданина, которая позволяет ему плевать на городскую и даже областную милицию, сан-эпидстанцию и вообще на все существующие нормы и законы?».
Следующий нашумевший взрыв, связанный с ГБО, прогремел не так давно - в феврале этого года. «Причиной пожара рейсового автобуса Краматорск - Кременная в Донецкой области стал взрыв и возгорание газовых баллонов оборудования. Взрыв произошел в багажных отсеках автобуса, где находилось восемь баллонов сжатого природного газа. Водитель остался жив, говорил, что ничто не предвещало беды, когда они трогались из Райгородки… Баллоны с газом располагались не как обычно, сзади на крыше, а под корпусом между мостами - примерно в середине автобуса. Именно оттуда и начался пожар. Видел, что люди даже встать не сумели. У тех, кто успел выскочить, - обгоревшие руки и лица. Одна девушка была вообще практически без кожи…».
Возможно, на данном автобусе были и не поддельные кислородные баллоны. Делал ли кто экспертизу: из легированной или нелегированной стали они сделаны? Но и в таком случае это не ослабляет важности нашей проблемы, а наоборот, усиливает ее. Если со стандартным ГБО бывают взрывы, то что говорить о «левых», самодельных, бывших в употреблении, нестандартных?!..
Газобаллонная политика
А что по этому поводу думают в Министерстве транспорта, в Газовой ассоциации Украины? Вот мнение участников научно-практической конференции «Проблемы и перспективы применения газовых моторных топлив для транспортного комплекса Украины», обобщенное и опубликованное на Форуме «Автоцентр». Ua Леонидом Гоголевым, главным редактором журнала «Коммерческие автомобили»: «Совсем недавно под Краматорском произошла трагедия – сгорел дотла газобаллонный автобус ЛАЗ-699Р, и при этом погибло 7 человек. Причина пожара – разгильдяйское отношение к проверке состояния ГБО. Еще одно ЧП – взрыв баллонов на автобусе «Рута», превративший его в груду металла.
Беда случилась из-за того, что над баллонами поработали горе-умельцы, которых, к сожалению, у нас еще немало. Чтобы снять ржавчину с баллонов, найденных на свалке, они обточили их снаружи, и толщина стенок уменьшилась с 8 до 2 мм. А есть и такие кулибины, которые переделывают кислородные и углекислотные баллоны, вовсе не предназначенные для моторного топлива. Или вообще сваривают баллоны сами.
Задание нашего Форума – на общественных началах сформулировать требования к государственной политике в сфере газового моторного топлива и передать их в соответствующие государственные органы, которые могут и обязаны их рассматривать. Это, в частности, Минтранс».
Пока же проверка и контроль за безопасностью установки и эксплуатации ГБО проходит по довольно сомнительной формуле: ЧП плюс ЧП равно ЧП. То есть Частное Предприятие проверяет Частного Предпринимателя, а в результате - Чрезвычайное Происшествие. А еще настораживает тот факт, что нам удалось подтвердить только 3-4 случая установки кислородных баллонов вместо метановых. Либо за неполные 6 лет своей активной трудовой деятельности ЧП Зайченко работало с продуктивностью 1 ГБО в два года, либо остальные незафиксированные, «незадокументированные» автомобили - типа НЛО: вроде как и есть, но доказать невозможно. Остается ждать очередного взрыва?
Владимир ПЕТРУШЕНКО,
соб. корр.