20.08.2014, 11:54

Проект "Южный поток" - в шаге от закрытия

Настя Миловидова | Все новости автора

Объявленная Болгарией остановка строительства газопровода «Южный поток» в обход Украины может поставить крест на всем проекте. Об этом сообщает Независимая газета. Признаком самых серьезных проблем с «Южным потоком» стало начало переговоров Киева с крупными энергокомпаниями о продаже украинской газотранспортной сети (ГТС). Действительно, покупка ГТС имеет смысл только при полном крахе «Южного потока», который угрожал обесценить украинскую транзитную трубу.

Вчера правительство Болгарии сообщило о том, что все работы по газопроводу «Южный поток» (ЮП) приостановлены. Министр экономики и энергетики Болгарии Васил Штонов в письме в адрес Болгарского энергетического холдинга распорядился приостановить все действия по реализации проекта, в том числе и процедуры заключения договоров. «Пока проект не будет отвечать требованиям Европейской комиссии, он останется замороженным», – сообщил Штонов.<

Но запрет Болгарии на строительство – это только верхушка айсберга. Сам же айсберг – это подтверждение интереса крупнейших американских компаний к покупке украинской ГТС. Вступать в подобные переговоры без высоких шансов на крах ЮП американские гиганты скорее всего не стали бы. В понедельник из Киева стали поступать сообщения о начале консультаций с американским гигантом Chevron.

Ранее, 14 августа, Верховная Рада Украины приняла закон, по которому управление ГТС передается от монополиста «Нафтогаз Украина» к новой компании – оператору, которого определит украинское Министерство энергетики. При этом оператором ГТС могут выступать компании, подконтрольные украинскому государству или государству и юридическим лицам, которые «принадлежат и контролируются резидентами стран Евросоюза, США или Европейского энергетического сообщества». При этом стоит напомнить, что требование к Болгарии остановить ЮП исходит не только от Еврокомиссии, но и от влиятельных американских лоббистов (см. «НГ» от 10.06.14).

Позиция Еврокомиссии на первый взгляд не выглядит как полный запрет ЮП. «Мы ничего не имеем против «Южного потока», для нас приемлемы любые элементы инфраструктуры по поставкам газа в Европу», – заявлял европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер еще в июне. «По отношению к его проекту мы объективны и нейтральны. Все решения принимают инвесторы и правительства стран, по которым проляжет труба», – добавил комиссар.

Основная претензия европейских чиновников к ЮП состоит в том, что, согласно нормам Евросоюза, собственниками магистральных трубопроводов не могут быть компании, которые занимаются добычей газа. Они должны либо продавать свои активы, либо передать право на управление трубопроводами независимым компаниям из ЕС. Кроме того, в том случае, если компании-операторы контролируются иностранными лицами, они должны пройти особую процедуру сертификации. Поставщик же энергоносителей, в данном случае ОАО «Газпром», не имеет права контролировать доступ к трубопроводам.

При этом на амбициозный инфраструктурный проект «Газпрома» мощностью 63 млрд куб. м уже потрачены достаточно весомые суммы. По оценке компании «Восточноевропейского газового анализа», только стоимость системы газопроводов «Южный коридор», предназначенной для поставки газа в ЮП по территории РФ, составляет около 17 млрд долл. Сам «Южный коридор» будет заполнен ямальским газом, доставленным по однониточному газопроводу Бованенково–Ухта–Починки, стоимостью в 25 млрд долл. Общая же стоимость проекта ЮП, включая затраты на подводящие газопроводы, может превысить 65 млрд долл.

Российские эксперты пока не готовы хоронить ЮП и надеются, что потенциальные покупатели украинской ГТС только присматриваются к рискованной игре. «Chevron – это осторожная компания, которая никак не может закрепиться на российском рынке. Идти на такой шаг, значит, потерять всякую надежду иметь проекты в России», – рассуждает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. Европейские компании, по его мнению, навряд ли пойдут на такой неоправданный риск. «Ввязываться в такой рискованный бизнес недальновидно. К тому же для компаний это риск ухудшить свои отношения с «Газпромом», – добавляет аналитик.

«Как не удавалось создать газотранспортный консорциум ранее, так не удастся создать его и сейчас», – говорит он. К тому же это потребует значительных инвестиций в существующие сети, в их модернизацию. Пока что о каком либо инвестировании средств в украинские ГТС речи не идет. «Инвесторам предлагается миноритарный пакет, тогда как контроль над сетями остается у правительства Украины. Трезвомыслящий бизнес это навряд ли заинтересует», – заключает Нестеров.

Без вложений и модернизации ГТС Украины вряд ли долго протянет, уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «Даже с учетом снижения объемов прокачки газа там случаются перебои и аварии. Без масштабных инвестиций сети смогут протянуть еще максимум пару лет», – уверен он. Тем самым Европа все равно столкнется с перебоями в поставках через Украину.

«Южный поток» всегда был избыточным проектом, созданным для того, чтобы исключить из поставок Украину», – признает партнер компании Greenwich-Capital Лев Снычков.

С позицией Снычкова согласен и аналитик Sberbank Investment Research. «Существующих у «Газпрома» мощностей более чем достаточно для транспортировки газа европейцам», – замечает Нестеров.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин уверен – проект ЮП, на который уже израсходованы значительные суммы, является сугубо политическим и нужен только для того, чтобы наказать Украину. «Никакого экономического эффекта от него не будет. Бюджет страны, как и бюджет «Газпрома», от него только теряет», – сообщает он. Эксперт считает, что строительство системы газопроводов «Южный коридор» шло только в интересах «Южного потока». А в случае заморозки ЮП мощности «Южного коридора» полностью использоваться не будут. Иностранные же подрядчики, работающие на строительстве участка, пролегающего по дну Черного моря, в любом случае будут иметь свой доход. «Газпром» заключил с ними финансовые соглашения, по которым платить им будут по тарифам, исходя из мощности построенной трубы, а не из фактически проведенного по ней газа», – отмечает Крутихин.

Примечательно, что вчера Киев получил от «Газпрома» намек на возможные претензии из-за несанкционированного отбора газа. Это присланный из Москвы проект акта на транзитные услуги в июле, в котором отмечен небаланс, который российская сторона пытается трактовать как сверхконтрактный отбор газа. Об этом сообщил вчера министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан. По его словам, недостача – это технический небаланс, который появляется каждые сутки. «Он («Газпром») может прекратить поставки в любой момент, как это было в 2009 году», – подчеркивает министр.

Пока не ясно, когда возобновятся и возобновятся ли вообще работы по «Южному потоку». «До конца этого года должно начаться строительство морского участка. К 2015 году газ должен прийти в Болгарию и Турцию», – говорит Правосудов. В Минэнерго РФ также подтвердили, что все заключенные со странами Евросоюза межправительственные соглашения действуют и в настоящий момент. «Возможно, изменятся этапы и графики строительства, вместо четырех ниток газопровода построят две», – считает Нестеров.

Теги новостей: