vchaspik-global-message
 
to home
07:33, 20.02.2014

Хроника Майдана: кровавая среда

Хроника Майдана: кровавая среда

Раненых несли в Михайловский, а пиво на "коктейли" скупали ящиками. Ночь на среду была самой кровавой за все время протестов в Украине. В центре столицы между активистами и правоохранителями велись ожесточенные бои: летели камни, «коктейли Молотова», светошумовые гранаты, активистов поливали из водометов. Видимо, в атаках использовалось огнестрельное оружие, но и милиция, и активисты это отрицают. 

ПОЖАРЫ И ЕЛКА. «Гранаты были не такими, как на Грушевского: они сильнее ранили. Из чего стреляли, не скажу, но отверстия ран были узкие и глубокие», — говорят активисты. К Майдану подогнали два БТРа. Но один из них и водометы вывели из строя активисты. «БТР при мне сразу же забросали «коктейлями Молотова», от него мало что осталось», — рассказывает очевидец. «Люди очень сплоченные, — говорит нам активист Михаил. — Они выстроились в колонны в 3—4 ряда от "Главпочтамта" до баррикад (их возводили всю ночь), разбирали брусчатку и тут же передавали на передовую. Чтобы было сильное задымление и силовики не видели куда стрелять, разбирали и жгли все, включая деревянные домики и даже елку у мэрии. Не тронули только Герб Украины на одном из домиков — унесли под сцену. А когда стало не хватать бутылок под «коктейли Молотова», люди покупали пиво ящиками и выливали его на брусчатку. Бутылки тут же пускали на «коктейли».

Вечером загорелся Дом профсоюзов. Эвакуировали оттуда людей как спасатели, так и активисты. «Говорят, здание загорелось от баррикад под ним. Хотя я подозреваю, что кто-то на верхних этажах конкретно помог Дому загореться. Пытались тушить из шланга, а потом людей начали выводить — горел один из верхних этажей, — рассказал «Сегодня» митингующий Борис. — Медчасть была в панике: раненых десятки, и они почти не ходячие. Мы их эвакуировали в Михайловский: одевали, выдавали лекарства, доводили до машины добровольца. А к девушке в окне пробрался по сетке и экрану какой-то ловкач и помог спуститься». Спасатели говорят, что несколько раз тушили здание. «На месте работают 20 пожарных машин и спецтехники и 100 человек личного состава. Из здания мы спасли 41 человека, семерых вынесли на носилках. Подозреваем, что сооружение постоянно поджигают заново», — рассказали «Сегодня» в ГосЧС. Дом профсоюзов продолжал гореть до вечера.

Читайте еще: Как решить кризис в Украине: пять сценариев

Пострадавших в боях и пожаре, кроме собора, несли также в здание консерватории, а к вечеру в здании КГГА обустроили операционные. «Пострадавших было очень много. Ранения были в основном в ноги, пах. Мы лично с другом несли двоих. У одного под ногами взорвалась граната, его на месте перебинтовали. Второй повредил колено, его избили и облили из водомета», — рассказывает Михаил. Утром обессиленные активисты спали прямо на земле и лавках.

Центр Киева оцепили: грузовики с дровами для Майдана не пропускали. «Со стороны Бессарабки не подъехать: там гаишники в бронежилетах и с автоматами. Если ехать с «Арсенальной», то обыскивают машины и просят показать паспорт с киевской пропиской: ищут оружие, бутылки под коктейли, шины», — сказал нам Михаил.

Днем активисты взяли под контроль здания "Главпочтамта", Нацсовета по теле- и радиовещанию на Прорезной и "Нацсоюз архитекторов" на Гринченко, а также кафе «Шоколадница» на Крещатике. Силовики и бойцы внутренних войск стояли на Институтской, Костельной и Трехсвятительской, возле Октябрьского дворца и на Европейской площади. На Майдане продолжалась стрельба, «Беркут» время от времени совершал вылазки к баррикадам, бросая в активистов гранаты, а те швыряли «молотовыми».

ШТАМПУЮТ КОКТЕЙЛИ. Киевляне массово несли на Майдан и в больницы пакеты с продуктами и лекарствами, но часть тут же покидала опасную территорию. Некоторые предлагали помощь в Сети: «Я медсестра, кто может забрать в Киев из Белой Церкви?», «Могу довезти до центра». Вечером врачи заверили, что медикаментов и еды на больных хватает с головой. «Несите на Михайловскую», — советовали в Сети.

Отстроили и баррикады. «Баррикада в 6—7 метров выросла за 15—20 минут», — рассказывает Борис. «Соорудили преграду на Михайловской и закрепились на лестнице, ведущей к стеле, — рассказал нам активист Алексей. — Все деревянное несут на баррикады. Разбирают аварийное здание на Михайловской, а из окон Дома профсоюзов выбрасывают стулья и прочую мебель».

В «коктейли Молотова» начали добавлять пенопласт. «Так он получается более вязким, и его сложнее потушить. На Майдане 20—25 женщин делают их один за другим, — продолжает Михаил. — Приехали девушки из Львова и Ивано-Франковска. В минуту у нас выходит 30—40 коктейлей!»

На момент сдачи номера противостояние продолжалось, но не активное: на Майдане разбирали тротуарную плитку, пополняя запасы камней, и снова жгли шины. «Идет вялотекущий бой. Иногда летят одиночные гранаты. Мы бросаем петарды. Все наращивают «мышечную массу», — сказали нам активисты.

«ОГНЕСТРЕЛОВ У НАС НЕТ». Сегодня в стране объявлен траур. МВД выразило соболезнования семьям погибших. А и. о. главы МВД Виталий Захарченко опроверг, что правоохранители использовали огнестрелы. «Сотрудники милиции были вооружены только спецсредствами для отстрела эластичных пуль, — заявил он и добавил, что огнестрелами вооружены экстремисты. — А вся ответственность должна лечь на плечи безответственных политиков».

СНОВА ЗАХВАТЫВАЮТ ОГА. Вслед за обострившимся противостоянием в Киеве по стране снова покатилась волна протестов и захватов госучреждений. На Западной Украине были повторно заняты обладминистрации: во Львове, Тернополе, Ровно, Ивано-Франковске и Луцке, к вечеру пала Житомирская ОГА. Штурмы продолжаются в еще нескольких городах — Одессе, Черновцах и Черкассах.

Во Львове и Ивано-Франковске протестующие установили контроль над областной прокураторой, УМВС и СБУ, во Львове захватили даже несколько воинских частей. Жарче всего было в Луцке — там протестующие задержали губернатора Волыни Александра Башкаленко. Под крики «Ганьба!» чиновника заковали в наручники. Активисты заявили, что будут содержать Башкаленко в одном из подвальных помещений обладминистрации, пока он не напишет заявление об увольнении.

Источник: "Сегодня".

Авторы: Александра Захарова, Варвара Ткачева, Юлиана Скибицкая.